Семья – важная составляющая нашей жизни. И от правильного выбора партнера зависит то, насколько счастливым будет ваш союз. Поэтому необходимо подготовиться, основывая свой выбор не только на зыбком чувстве влюбленности, но и на духовной составляющей вашего спутника. О том, где христианам встретить свою любовь, что делать, если полюбил неверующего человека, как быть, если один из супругов отошел от веры, и возможно ли повторное венчание, расскажет участник прямых эфиров из Петербурга, президент Ассоциации христианских евангельских церквей «Союз Христиан» Дмитрий Поляков.
– Важно ли христианам встретить свою любовь именно в Церкви?
– Конечно, потому что такая любовь имеет больше шансов на успех. У людей есть некий общий стержень и идентичные ценности. Христианство многообразно и имеет различные взгляды, но есть фундаментальные вещи, от которых верующие отходить не должны. У христиан есть общий инструментарий для созидания. Это попытки сохранить единство Духа в союзе мира, снисходя друг ко другу любовью.
– Что делать если полюбил(а) неверующую(его)? Стоит ли строить с ней (ним) семью?
– Если говорить о Ветхом Завете, то в те времена на подобные союзы накладывались четкие запреты. «И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего» (Второзаконие 7:3).
Что касается Нового Завета, в нем говорится: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор 15:33). Если говорить об этой цитате из Библии: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2Кор 6:14). В ней, конечно, не напрямую затронута тема брака, но подразумеваются любые другие союзы, куда могут входить и семейные отношения.
Поначалу многие вещи покрываются и компенсируются влюбленностью, делая их неважными и второстепенными. Но с течением времени все эти страсти, порывы и яркие вспышки превращаются в ровный огонь. И тут уже бытовые, ценностные и нравственные вещи начинают конфликтовать и сталкиваться между собой. Хотя существуют исключения, но это скорее исключения, а не правило.
– Как быть, если один из супругов отошел от веры?
– Апостол Павел говорит: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1-е Коринфянам 7:12-13).
«Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1-е Коринфянам 7:14). Здесь речь идет о том, что, если у одного из супругов произошел кризис и он отошел от Бога, то второй супруг может быть тем светом, который поможет ему сориентироваться и вернуться в веру. У всех случаются кризисные ситуации, и здесь важно, чтобы рядом были стойкие, верующие люди, которые помогут выйти на правильный путь. Но это действует в том случае, если супруги не собираются расторгать брак. Если же брак расторгается по инициативе неверующего, в этом случае Павел говорит: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1-е Коринфянам 7:15).
– Невенчанный брак – грех? Отступничество от Бога?
– Если люди вступают в супружеские отношения с брачным контрактом, в котором заранее прописывают пути отступления в случае разлада, то они заранее программируют себя на это. И какой же тогда смысл в заключении такого брака?
Если посмотреть на Евангелие, то параллель между отношениями Христа с Церковью и супружескими отношениями в браке – прямая. Сам Господь проводит эту аналогию. Брачный завет – это максимально приближенный к реальности пример того, как должны складываться отношения между Христом и Церковью. Господь будет верен Ей до самого конца и никогда с Ней не разведется.
– Возможно ли повторное венчание, если одни из супругов ранее венчался с другим человеком, но остался вдовцом?
– В православии допускается повторное венчание, если это касается супругов, оставшихся вдовцами. Там существует второй чин, и само таинство, чисто литургически, отличается. Но я в своей практике повторно не венчал и не венчаю, а лишь благословляю на повторный брак, при условии, что человек понимает всю ответственность. Апостол Павел говорит: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1-е Коринфянам 7:8-9).
Если венчаться приходят люди, которые ранее состояли в браке, но развелись не по основательной причине, то таких людей я не венчаю и не благословляю. Разные служители стоят на разных позициях, и каждый имеет свой взгляд на это. Ответственность, конечно же, лежит на священнике, и на том, внятно ли он объяснил супругам, что венчание обратной силы не имеет, при условии того, что они стоят на христианских ценностях и водимы Божьим Духом.
– Можно ли супругам в христианских семьях планировать беременность?
– В Библии об этом ничего не говорится, кроме как: «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Бытие 1:22). Однако, если ответственность перед супругами состоит лишь в том, чтобы рожать детей, наполнять землю, но при этом не заниматься их воспитанием, то и торопиться с рождением детей не стоит. Ведь задача родителей – не просто подарить ребенку жизнь. Она состоит в том, чтобы вырастить, наставить ребенка на правильный путь и быть для него примером.
Если человек верующий, он также попросит у Господа ответ в отношении своего призвания и жизненной цели. Апостол Павел понял, в чем заключается его призвание, и принял решение, что больше не будет себя чем-либо связывать. Он спланировал свою жизнь таким образом, что места для семьи в ней не было. Поэтому, если у вас есть определенное призвание от Бога и вы заранее не спланировали какие-то важные аспекты своей жизни, то эти планы будут либо тормозиться, либо же откладываться на потом.
В пример можно привести Авраама. Он знал, что Господь обещал ему сына, но обещание долго не исполнялось, и он решил помочь Богу. И вместе с преждевременным исполнением этого обещания появилось множество проблем – и не только в жизни самого Авраама, но и в последующих конфликтах между братьями, что до сих пор очень ярко проявляется.
Здесь важно понимать: если мы говорим о Божьих планах в нашей жизни, они должны включать и детей, и нашу способность позаботиться о них, прокормить, а самое главное – вырастить достойными людьми!