Во вторник, 2 июня, было объявлено, что около 35 свитков Мертвого моря были взяты на образец и проверены на ДНК. Большая часть Свитков Мертвого моря написана на пергаменте — шкуре животного, и ученые пытаются определить, какие животные использовались для этого.
Ученые из Израиля (Тель-Авив), Швеции (Уппсала) и США (Нью-Иорк) пришли к сотрудничеству в этом открытии, и благодаря современным технологиям требовались лишь очень небольшие образцы, поэтому разрушение бесценных текстов было минимальным.
Свитки Мертвого моря — это тексты, написанные на древнем иврите, датируемые временем непосредственно до Рождества Христова и вплоть до 70 года нашей эры. Их обнаружили в 1946 году в пещерах близ Кумрана, недалеко от Мертвого моря, поэтому они также известны как Кумранские тексты.
По какой-то причине последнее заявление израильского Управления древностей (IAA) игнорирует тот факт, что уже в 1995 году было установлено, что большинство свитков были сделаны из овечьих шкур, а не из козьих, как предполагалось ранее.
Основной интерес этого исследования заключается в том, что фрагменты Свитков теперь могут быть объединены более надежно. Это важно, ведь даже несмотря на то, что существует много более или менее полных свитков, большинство из них плохо сохранились и существуют только в тысячах маленьких фрагментов. Через 75 лет процесс их объединения в единое целое для построения связных текстов практически не продвинулся вперед. Есть надежда, что знание того, какие фрагменты написаны на одном и том же пергаменте, ускорит этот процесс.
И наоборот, теперь стало ясно, что два небольших фрагмента книги Иеремии, которые считались принадлежащими к одному свитку, на самом деле очень разнообразны: один написан на овечьей шкуре, а другой-на коровьей! Специалисты Jeremiah будут очарованы этим результатом.
Тесты также подтверждают, что, по крайней мере, несколько свитков были написаны не локально, а за пределами Кумрана. Это определенно относится к немногочисленным свиткам из коровьих шкур, поскольку в Иудейской пустыне коров не разводят из-за недостатка травы и воды.
Многие ученые до сих пор полагают, что большинство или даже все свитки, найденные близ Мертвого моря, происходят из поселения Кумран, которое, по их мнению, было занято еврейской сектой, возможно даже ессеями. Принимая во внимание неоднородность содержания свитков, я думаю, что более вероятно, что они прибыли из разных мест и были принесены в пещеры только для того, чтобы спрятать их, когда римляне наступали во время Иудейской войны 67-73 гг.
Управление древностей (IAA) официально заявили во вторник: «Было обнаружено, что все отобранные фрагменты свитков, написанные с использованием определенной системы писцов, характерной для сектантских писаний, найденных в Кумранских пещерах («практика Кумранских писцов»), генетически связаны и коллективно отличаются от других фрагментов свитков, которые были написаны по-разному и обнаружены в тех же самых пещерах».
«Это открытие дает нам новый, мощный механизм для различения свитков, характерных для данной секты, и свитков, которые были привезены из других мест; они потенциально отражают более широкое еврейское общество того периода».
Другими словами, в настоящее время имеются вещественные доказательства того, что свитки Мертвого моря представляют собой разнородную коллекцию. Например, один фрагмент свитка Исайи определенно написан на другом пергаменте; это даже заставляет экспертов задаться вопросом, был ли этот фрагмент найден в Кумране или добавлен к находкам из других мест.
Конечно, некоторые заявления в прессе сильно преувеличены. Среди свитков Мертвого моря есть около десяти экземпляров сектантских «песен субботнего жертвоприношения», которые также были найдены в Масаде. Теперь оказывается, что копия из Масады написана на совершенно другом пергаменте. Почему же это должно быть сюрпризом? Однако в пресс-релизе утверждается, что это указывает на то, что «произведение было широко известно» и «поскольку песни субботнего жертвоприношения предвещают революционные изменения в поэтическом оформлении и религиозном мышлении, этот вывод имеет значение для истории западного мистицизма и еврейской литургии».
Автор статьи — Питер Лаллеман, корреспондинт Сhristian Рost