Если вы хотите стать богатым, есть определенные вещи, которые вы должны понять для начала. Во-первых, вы должны определить для себя, какого рода богатство вы преследуете, и как функционирует экономика, которая генерирует это богатство. Во-вторых, вы должны разумно инвестировать необходимые ресурсы, чтобы реализовать увеличение богатства, производимого экономикой. Эти принципы верны независимо от того, стремитесь ли вы к богатству в мировой или Божьей экономике.
Итак, вид богатства, производимого Божьей экономикой, и вид богатства, производимого мировой экономикой, очень различны. Первое делает нас «обогащенными во всем, чтобы быть щедрыми» (2 Коринфянам 9:11), в то время как второе угрожает пронзить нас «многими муками» (1 Тимофею 6:10) и даже украсть нашу душу (Матфея 16:26).
Получение желаемого богатства зависит от того, соответствуем ли мы этим условиям.
Для тех, кто хочет стать по-настоящему богатым, Библия предлагает поразительное обещание:
«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» — (2 Коринфянам 9:8)
Просто подумайте об этом на мгновение. Источник всего сущего, источник «всякой благодати» (1 Петра 5:10), готов вложить свои бесконечные ресурсы в работу ради нас, чтобы удовлетворить наши нужды и благословить наши труды. Вся благодать, вся достаточность, во все времена. Кто бы этого не хотел?
Итак, как же нам стать бенефициарами такого невероятного обещания? Ответ можно найти в контексте, в котором дается обещание.
Милостивое Божье домостроительство радости
Во 2-м Послании к Коринфянам 8-9 стихе Павел призывает и увещевает коринфских христиан щедро помогать страдающим верующим в Иерусалиме (1-е Коринфянам 16:1-4). Когда он это делает, он описывает, как прекрасное Божье домостроительство благодати работает, чтобы произвести богатство радости.
Он начинает с того, что указывает на благодать Божью, ясно видимую в македонских христианах. Эти верующие жили в «крайней нищете», и все же они испытали «изобилие радости» от искупления Христом, которое «излилось в изобилии щедрости» в их пожертвовании бедным в Иерусалиме (2 Коринфянам 8:2). Затем Павел прямо указывает Коринфянам на благодать, которую явил им Иисус, когда «хотя и был богат, но ради них обнищал, чтобы они по бедности своей сделались богатыми» (2 Коринфянам 8:9). Затем Павел описывает, как вклад, который дают коринфяне, «не только [удовлетворяет] нужды святых, но … также [переполняет] во многих благодарениях Богу» (2 Коринфянам 9:12).
Другими словами, именно так работает Божье домостроительство благодати, чтобы произвести богатство радости для всех участников:
Благодать Иисуса преисполнена Его невероятной щедрости, чтобы искупить и дать вечную радость верующим коринфянам (Евреям 12:2). Эта благодать, испытываемая коринфянами (и македонянами), производит в них изобилие радости, которая переполняет их щедрым даянием для удовлетворения нужд Иерусалимских святых, что также производит радость для них, поскольку «блаженнее давать, нежели принимать» (Деяния 20:35). И весь этот благодатный экономический цикл прославляет Бога (2 Коринфянам 9:13), источник всякой благодати. Это чудесная экономика Царства Божьего, где истинное богатство благодати и радости — это отдача от щедрых пожертвований на удовлетворение нужд других. Вот почему мы, желая Бога, любим думать о деньгах как о «валюте христианского гедонизма».
Удивительное обещание для радостно щедрых
Так вот, в Божьем домостроительстве благодати, как и в любом хозяйстве, требуются инвестиции, чтобы видеть увеличение богатства. Что это за инвестиции, спросите Вы? Радостное великодушие, удовлетворяющее нужды других, переполняющее сердце, преображенное всепоглощающей благодатью Божьей. И как в любой экономике, размер нашей прибыли зависит от размера наших инвестиций.
Павел ясно дает это понять, когда напоминает Коринфянам: «кто сеет скупо, тот и пожнет скупо, и кто сеет щедро, тот и пожнет щедро» (2 Коринфянам 9: 6). Этот «сельскохозяйственный принцип» также относится к экономическому: размер инвестиций определяет размер прибыли.
Павел не пытается манипулировать коринфянами, чтобы дать больше. Нет, это экономика, которая производит благодатную радость. Радость в Боге — радость в благодати прощения и примирения, которую мы получили от Бога, и радость в благодати Божьей, которую мы видим в других, — это отдача от вложения милостивого даяния. И эта экономия работает только тогда, когда каждый человек свободен «давать так, как он решил в своем сердце, не против воли или по принуждению, ибо Бог любит радостного дающего» (2 Коринфянам 9:7).
Павел хочет, чтобы коринфяне (и мы) имели как можно больше радости в Боге, поэтому он призывает их (и нас) инвестировать, чтобы узреть эту отдачу. И вот тогда он дает удивительное обещание:
«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» — (2 Коринфянам 9:8)
В Божьем присутствии нам не нужно бояться истощения благодати и радости. Павел хочет, чтобы мы знали, что, если мы доверяем Богу и хорошо вкладываем в щедрые пожертвования для удовлетворения нужд других, «Бог восполнит всякую нужду по богатству Своему во славе во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:19).
Истинная теология процветания
Коринфяне знали, что Павел не имел в виду, что щедрые пожертвования обеспечат им богатство. Чтение 2-го Послания к Коринфянам (а также 1-го Послания к Коринфянам) делает это ясно понять. Скорее, как он писал в письме к Тимофею, он не хотел, чтобы коринфские христиане возлагали свои надежды на неопределенность богатства, но на Бога, который щедро дает нам все, чтобы мы могли наслаждаться… Творить добро, быть богатыми добрыми делами, быть щедрыми и готовыми делиться, таким образом, накапливая сокровища для себя как хорошее основание для будущего, чтобы они могли ухватиться за то, что есть истинная жизнь (1 Тимофею 6:17-19).
Павел знал, что Евангелие Христа было истинной теологией процветания. В отличие от ужасной версии наших дней, которая скрывает разрушительное мирское желание быть богатым (1 Тимофею 6:9) в благочестивом облике служения Богу, Павел призвал своих читателей вкладывать деньги в экономику Бога, давая для удовлетворения потребностей других, чтобы иметь «то, что есть истинная жизнь» — то, что действительно дает радость. И это — истинное процветание.
Суть в следующем: в Божьем присутствии благодати — щедрые пожертвования для удовлетворения нужд других людей являются средством вложения в радость — нашу и других. И тем, кто готов сделать это вложение, Бог обещает свою всепоглощающую благодать, чтобы мы всегда имели все необходимое для каждого доброго дела, к которому Он призывает нас. Ибо «дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» — (2 Коринфянам 9:10-11).
Автор статьи — Джон Блум, штатный писатель desiringGod.org