18 февраля 1812 года Энн (21 год) и Адонирам Джонсон (22 года) (Адонирам Джонсон — первый американский миссионер, действовавший за границей, миссионер в Мьянме, баптист, переводчик Библии на мьянманский язык, автор первого бирманско-английского словаря) поднялись на борт Каравана в порту Салема в Новой Англии. Они были женаты меньше двух недель и отплыли в Азию, ожидая, что больше не увидят Америку.
Они прибыли в Бирму (ныне Мьянма), чтобы начать миссионерскую евангельскую работу в июле 1813 года, пережив четырехмесячное морское путешествие, болезненную разлуку со своим отправителем и коллегами (из-за их сознательного решения креститься как верующие), смерть подруги Энн Харриет и мертворождение первого ребенка Энн.
Следующие тринадцать лет будут отмечены серьезными болезнями, длительными разлуками и постоянными преследованиями. Второй ребенок Энн, Роджер Уильямс, умер в возрасте восьми месяцев. Она была беременна своим третьим ребенком, когда Адонирама поместили в печально известную тюрьму смерти в Аве в июне 1824 года. Он там находился до февраля 1826 года. В течение этого времени оба безмерно страдали; Энн ежедневно рисковала собственной жизнью, чтобы заботиться об Адонираме. Эти лишения привели к ее смерти в возрасте 36 лет в октябре 1826 года. Маленькая Мария Элиза умрет через шесть месяцев.
Так много страданий. Так много слез.
И все же решимость Энн служить Христу сияла, не угасая, до самого конца. Что подпитывало ее решимость? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вернуться к ее глубокому обращению, которое привело к страстной заботе о Божьей славе и сильной уверенности в Божьих обетованиях.
Глубокое обращение
Энн Хасселтайн родилась в 1789 году в Брэдфорде, Новая Англия. Позитивная и общительная, она признавалась в своем дневнике, что была «одним из самых счастливых созданий на земле» (Энн Джадсон, 20 лет). Энн посещала церковь каждое воскресенье, но ее жизнь вращалась вокруг друзей и вечеринок.
Когда ей было 15 лет, в Брэдфордскую академию прибыл учитель, который убеждал своих учеников в том, что покаяние необходимо срочно. Энн месяцами колебалась между страхом осуждения и ужасом перед тем, что скажут друзья, если она станет «серьезной верующей». В конце концов, Бог привлек ее к себе. В 16 лет она написала,
«Вид [Божьей] чистоты и святости наполнил мою душу удивлением и восхищением. Я почувствовала желание безоговорочно вверить себя в Его руки и предоставить Ему спасать меня или отвергать, ибо я чувствовала, что не могу быть несчастной, имея привилегию созерцать и любить столь славное Существо».
«Я чувствовала себя бедной заблудшей грешницей, лишенной всего, чтобы заслужить божественную милость. [Я знала], что только суверенная, сдерживающая милость Божья, а не моя собственная доброта удерживала меня от совершения самых вопиющих преступлений. Этот взгляд на себя поверг меня в прах, растопил меня в печали и раскаянии за мои грехи, побудил меня положить свою душу к ногам Христа и ссылаться только на Его заслуги, как на основании моего принятия» (24–25).
Энн присоединилась к Конгрегационалистской церкви в Брэдфорде в сентябре 1806 года. Ее родители, братья и сестры также обратились и присоединились к церкви. Это происходило по всей Америке — движение, которое мы теперь называем Вторым Великим Пробуждением.
Одним из результатов пробуждения стала возросшая забота о тех, кто не был охвачен Евангелием. Ранее американские протестанты посылали миссионеров к североамериканским индейцам, но не за границу. Так вот, некоторые молодые христиане были убеждены, что повеление Христа идти ко всем народам относится и к ним тоже.
После своего обращения Энн начала преподавать в небольшой школе. Она хотела, чтобы дети, находящиеся на ее попечении, следовали за Христом, но в своих молитвах она путешествовала по всему миру, молясь об обращении всех народов:
«Мое главное счастье теперь состояло в созерцании нравственных совершенств славного Бога. Я страстно желала, чтобы все разумные существа любили Бога» (27).
Страстная забота
Теперь Энн знала, что она здесь, на этой земле, чтобы служить Богу. В 18 лет, прочитав дневник Дэвида Брейнерда, она написала в своем собственном дневнике о своей страсти молиться за все народы и о своей готовности идти туда, куда выберет Христос.
Через год после этого, в июне 1810 года, четверо молодых студентов встретились с Генеральной ассоциацией конгрегационных служителей в Брэдфорде. Они добровольно вызвались нести Евангелие недостигнутым людям Азии. Одним из них был Адонирам Джадсон. Блестящий сын конгрегационного священника, он был обращен после периода восстания. Как и Энн, его обращение привело к страстной заботе о том, чтобы все народы славили Бога.
В тот день будущих миссионеров накормили обедом в доме Хасселтинов. Неудивительно, что Адонираму очень понравилась Энн. Месяц спустя он написал ее отцу:
«Теперь я должен спросить, можете ли вы согласиться расстаться со своей дочерью ранней весной следующего года, чтобы больше не видеть ее; можете ли вы согласиться на ее отъезд и ее подчинение тяготам и страданиям миссионерской жизни… всем видам нужды и страданий; унижению, оскорблениям, преследованиям и, возможно, насильственной смерти. Можете ли вы согласиться на все это ради Того, Кто покинул свой небесный дом и умер за нее и за вас; ради погибающих бессмертных душ; ради Сиона и славы Божьей?»
Мистер Хасселтайн оставил выбор за Энн, которая решила выйти замуж за Адонирама и оставить все, что она знала, ради неизвестного:
«Я радуюсь, что нахожусь в руках [Бога] — что Он присутствует повсюду и может защитить меня как в одном месте, так и в другом. Он держит мое сердце в своих руках, и когда я призвана встретиться лицом к лицу с опасностью, пройти через сцены ужаса и горя, Он может вселить в меня силу духа и дать мне возможность доверять Ему. Иисус верен; Его обетования драгоценны».
В то время морские путешествия были опасны. Письма занимали месяцы, а некоторые так и не приходили. Не было налаженной сети миссий, в которую могли бы отправиться миссионеры. Ничто не было гарантировано: безопасность, здоровье, терпимость — и меньше всего успех. Многие сочли эту идею безумной.
Но Христос не давал Великого Поручения при условии, что можно было гарантировать здоровье, комфорт и безопасность.
Вскоре после прибытия в Бирму в дневнике Энн записано ее желание, чтобы все почитали Бога, ее беспокойство о тяжелом положении людей, лишенных света Евангелия, и ее убежденность в том, что это была привилегия — быть призванной пожертвовать комфортом ради Царства:
«Если бы дорогому Искупителю было угодно помочь мне привести некоторых женщин Бирмы к спасительному знакомству с Ним, моя великая цель была бы достигнута, мои самые высокие желания удовлетворены: я буду рад отказаться от своих удобств, моей страны и моего дома… Когда жестокая, идолопоклонническая, алчная Бирма узнает, что Ты — Бог всей земли, и только Ты заслуживаешь уважения и обожания всех созданий? Поторопи это, Господи, в свое время».
Пенитенциарная система Бирмы действительно была жестокой, включая публичные пытки за мелкие правонарушения. А непомерное налогообложение страны привело большинство населения к крайней нищете. Страстная забота Энн была оправдана.
Мощная уверенность
«Повседневная рутина выживания в суровых и враждебных обстоятельствах, овладение новым языком, сотни часов в дискуссиях с вопрошающими — все это было мотивировано убежденностью в том, что Бог суверенен, и Его обетования верны. Нам нечего ожидать от человека, и все от Бога… Мы на службе у Того, Кто правит этим миром».
Такая уверенность позволила Энн увидеть долгосрочную перспективу. Они закладывали фундамент для будущей работы:
«Мы не можем ожидать многого на таком грубом, необработанном поле; и все же, если мы сможем помочь убрать часть мусора и подготовить путь для других, это будет достаточной наградой… когда мы вспоминаем, что Иисус повелел своим ученикам нести Евангелие народам и обещал быть с ними до конца мира; что Бог обещал отдать народы Своему Сыну в наследство, мы воодушевлены начать, хотя и в разгар уныния, и предоставить Ему даровать успех, в свое время и надлежащим способом».
Она страстно желала, чтобы Христос был возвеличен и души были завоеваны в Бирме — независимо от того, видела она отклик людей или нет.
Постоянный вклад
Жизнь Энн, хотя и короткая, оказала огромное влияние на расширение миссионерского движения в девятнадцатом веке. Энн и Адонирам основали первую церковь в Бирме. Энн была полностью поглощена евангелизацией. Она занималась переводом как на бирманский, так и на сиамский (тайский) языки, включая катехизис. Она открыла школы и активизировала поддержку женского образования.
Энн умерла преждевременно. Ее героические усилия по обеспечению выживания мужа в тюрьме подорвали ее собственные силы. Он будет служить в Бирме еще 23 года, в течение которых будет заложен прочный фундамент для церковной жизни (включая его великолепный перевод Библии).
Со временем эпическая драма истории Джадсона вдохновила поколения баптистских миссионеров. Труды Энн были одними из первых, которые пробудили миссионерский интерес среди протестантского населения в Америке и за ее пределами. Ее мемуары были напечатаны вскоре после ее смерти и выдержали множество изданий. Она была героиней детства второй и третьей жен Адонирама.
В 1815 году 10-летняя американская девочка Сара Холл заплакала, услышав о смерти малыша Энн Роджера, и написала стихотворение, посвященное этому печальному событию. Она и не подозревала, что восемнадцать лет спустя станет второй миссис Джадсон!
«Эпическая драма истории Джадсона вдохновила поколения баптистских миссионеров».
Автор статьи — Шэрон Джеймс