Смириться с обстоятельствами или высказать свою позицию – этот вопрос остро стоял со времен Христа. Как христианам реагировать на несправедливость, является ли смирение равнодушием и трусостью, а также как мудро выражать протест, и против чего могут протестовать христиане согласно Библии, рассказал Владислав Юртов – пастор «Реформатской Церкви Христа», ведущий проектов на христианском Теос Медиа.
– Владислав, проявлял ли протест Иисус? Если да, то что это были за ситуации?
– Хороший вопрос. Я сначала должен уточнить один момент – не хочется, чтобы люди, которые читают этот комментарий, смешивали слова протестантизм и протест. Потому что протестантизм, по большому счету, никакого отношения к протесту не имеет. Слово протестантизм произошло от латинского «protestatio» – пафосное, торжественное заявление о чем-либо. А слово протест сегодня носит больше политический характер и имеет негативную коннотацию.
Нам нужно определиться с понятием слова протест. Протест – это в моем понимании не всегда радикальный спор. Протест – это может быть категоричное заявление, решительное возражение против чего-либо. Христос, безусловно, заявлял протест, и не один раз, либо Он декларировал, что этот протест будет. Например, когда Он изгонял торгующих в храме – это была форма физического, радикального протеста. Когда Он обещал людям в проповеди, что скажет: «не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делающие зло» (Евангелие от Луки 13:27) – это тоже была форма протеста. Поэтому, конечно, Христос протестовал против неправды, и Его проповедь против грешников, против фарисеев – это была форма протеста, безусловно.
– Против чего мы можем протестовать, как христиане, согласно Библии?
– Мы можем протестовать против греха, против любой неправды, которая творится рядом с нами, в чем бы она ни выражалась. Но я бы сделал уточнение – нужно к этому подходить с мудростью. Мы видим в Библии две модели поведения: иногда люди проявляли смирение, а иногда – протест. В истории христианства мы видим, что верующие первоапостольской церкви проявляли смирение и шли умирать на арену цирка, где животные их разрывали на куски. В то же самое время мы видим в Библии очевидный пример, как апостол Павел не просто протестует, он использует государственные институты власти, чтобы заявить о своих правах, как гражданин Рима. Он говорит: «Нет, постойте, я гражданин Рима, и вы не имеете права так поступать со мной!» (Деяния 16: 37-37). Это протест против творимой по отношению к нему неправды. То есть христиане имеют право протестовать против греха, любой неправды, несправедливости, учитывая Слово Божье и действующий уголовно-процессуальный кодекс, не противоречащий Священному Писанию.
– Протесту часто противопоставляется смирение. Можно ли считать смирение слабостью и равнодушием?
– И да, и нет, потому что часто смирение оказывается именно слабостью, инфантильностью, бесхребетностью. Иногда мы выдаем за смирение всего лишь нашу трусость. А Библия нам говорит: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иакова 4:17). Когда мы видим творимый грех рядом с нами, не проявляем милосердие, остаемся по ту сторону общечеловеческих понятий добра и зла – это трусость, это не смирение!
Поэтому за смирением может скрываться инфантильность или страх, но также оно может быть проявлением христианского благочестия. И понять, где то или иное, можно только рассматривая конкретную ситуацию.
– Что Библия говорит о смирении?
– Под смирением Библия понимает мужество, твердость. Как Моисей говорил Иисусу Навину, а он затем говорил людям: «Будьте тверды и мужественны» (Иисус Навин 1:9). И помните, что Моисей назван кратчайшим на земле, и при этом это был человек, который управлял миллионами людей, и даже отправлял их на казнь. Но при этом он был самым смиренным!
При близком понимании смирение – это мужественное и твердое исполнение Божьей воли, это, в первую очередь, смирение перед Богом, а не перед человеком.
А это означает, что иногда ты во многом вынужден идти против толпы. Библия говорит: «не следуй за большинством на зло» (Исход 23:2). Это значит, что будут ситуации, когда ты будешь один или одна, а против тебя будут сотни или тысячи людей, которые будут говорить: «Ты – нехороший человек!», а ты все равно, опираясь на Христа, упорно твердишь свое. Вот это есть смирение.
– Что делать верующим, которые столкнулись с несправедливостью?
– Думаю, это тоже зависит от того, что это за несправедливость. Потому что, например, если физическое насилие совершается по отношению ко мне – предположим, меня бьют (условно говоря, возьмем самый лёгкий вариант физического насилия, не унижающий достоинство человека), – я вполне имею право сказать: «Ну, окей, я потерплю». Но если при мне бьют женщину, любого другого человека, и я не вмешиваюсь – это ни разу не смирение. Это трусость.
Где-то мы имеем право выбирать, смиряться или не смиряться, а где-то у нас такого права попросту нет. Мы не можем остаться в стороне и не проявить какую-то активность, иначе с точки зрения Священного Писания мы будем неправы, мы совершим грех, если мы не заступимся за правду, за справедливость, за истину, за святость – за то, как это понимает Библия. И есть ситуации, где мы можем выбирать: это случаи, которые касаются лично нас, лично меня, и больше никого. Как я уже приводил пример – меня бьют, но я могу потерпеть. Но, если бьют моих детей, мою жену, моих соседей, друзей, да вообще даже постороннего человека, а я прохожу мимо, делая вид, что я такой смиренный человек, миролюбивый пацифист – нет, это не пацифизм, это не миролюбие, это трусость и инфантилизм.
Подробнее о том, как Библия смотрит на протест против греха и смирение перед Богом, вы сможете в прямом эфире из Петербурга!
Не пропустите!