Под «анатомией» в заголовке сегодняшней статьи я подразумеваю развитие полномасштабного урагана в социальных сетях, когда организация или человек оказываются прямо на пути шторма.
Хелен Эндрюс называет это явление «бурей стыда» — не правда ли, подходящая метафора? Когда тайфун надвигается на вас, вы практически ничего не можете сделать, чтобы предотвратить его, остановить или притупить его силу. Максимум, что вы можете сделать, это вцепиться в кусок фанеры или бетона и приготовиться к удару, надеясь, что что-то уцелеет, когда стихия успокоится.
Шторма возникают и на платформах социальных сетей, а теплый тропический воздух Twitter, по-видимому, наиболее способствует их образованию. Мой друг Крис Мартин говорит, что кто-то каждый день становится главным героем в Twitter. Смысл игры в том, чтобы им не оказаться. К сожалению, организации и влиятельные люди, которые должны высказываться публично, наиболее уязвимы для критики. В течение нескольких часов или дней разрозненные ливни могут превратиться в ураган.
Все начинается с разрозненных ливней и гроз
Любая уважаемая организация попадет под дождь. Выполнение чего-то существенного вызывает изрядную долю критики. Мой бывший босс Эрик Гейгер часто говорил: «У вас не может быть наслаждения без шума». Другие говорят, что большие корабли оставляют большой след. Книги по лидерству объясняют нам: «Критика — это цена влияния». Выразите свое мнение и ожидайте несогласия. Если вы делаете что-то ценное, ожидайте, что стрелы будут направлены в вашу сторону; просто стратегически выбирайте, какие стрелы вы хотите использовать, и старайтесь избегать ошибок.
Ливни и грозы могут быть полезны, помогая людям и организациям прояснить свое мышление. Можно сказать, что добросовестные критики оказывают нам ценную услугу. Тим Урбан проводит различие между культурой критики (преследование идеи) и культурой отмены (преследование человека). В культуре критики смысл заключается в том, чтобы подвергать плохие идеи тщательному обсуждению, поскольку мы все вместе ищем истину. В культуре отмены смысл состоит в том, чтобы наказать и отлучить от церкви человека, придерживающегося плохих идей, чтобы нечистое присутствие было изгнано.
«Инициаторы шторма» убеждены, что конкретный человек или организация настолько неправы или вредны, что заслуживают онлайн-осуждения. Наше современное общество перешло от здравой критики к культуре отмены. Лучший способ подорвать доверие к цели — начать или усилить онлайн-грозы, чтобы буря вырвалась наружу.
Со временем, если достаточное количество разрозненных критических замечаний сольется в повествование (продвигаемое инициаторами шторма), разовьется тропическая депрессия — более сильный шторм, охватывающий более мелкие штормы. Штормовая погода указывает на неприятности, вплоть до того, что некоторые сторонние наблюдатели начинают задаваться вопросом, если есть дым, то должен быть и огонь.
Большинство организаций и влиятельных людей регулярно сталкиваются с тропическими депрессиями. Это происходит, когда разрозненных критических замечаний (некоторые правдивы, некоторые являются ложью) достаточно много, чтобы сформировать связное повествование, которое снижает доверие к организации или человеку. Хор озабоченности становится все громче и чаще.
Мудрые лидеры окружают себя надежными друзьями, которые действуют как «наблюдатели за штормами», чтобы дать им представление о противоречиях и помочь им определить интенсивность шторма.
Учреждения и отдельные лица уязвимы перед обильными дождями в условиях тропической депрессии. Лидер австралийской церкви Марк Сэйерс указывает на работу Эдвина Фридмана, который описал важную социальную роль общественных институтов, поглощающих тревогу. В мире со здоровыми, хорошо функционирующими институтами существует врожденное уважение к отдельным лицам и институтам, стремящимся передавать мудрость, преодолевать трудности и централизовывать необходимые знания. Но в наше время многие институты нездоровы, многие были девальвированы, а некоторые исчезли. Результатом является широко распространенная культурная тревога, и поток тревоги объединяет всех в племена.
«Децентрализация ведет к атомизации, при которой индивид отрывается от традиционных источников взаимоотношений и идентичности, находя смысл только в «атоме» самого себя. Распыление, вызванное децентрализацией, порождает новую трайбализацию» — Эдвин Фридман.
Таковы атмосферные условия для медленно развивающейся тропической депрессии, которая поражает учреждения и отдельных людей. Затем племенной импульс приводит к следующей фазе шторма.
Обычно что-то провоцирует переход к тропическому шторму. Это может быть конкретное видео, статья, заявление, спорная ассоциация или прошлая позиция — что бы это ни было, кажется, что оно оправдывает опасения критиков в фазе тропической депрессии. Событие становится темой для разговоров, заставляя людей, которые связаны с этим человеком или организацией, но не ощутили никаких последствий предыдущей депрессии, принять чью-либо сторону или четко изложить свою позицию.
Рост тропического шторма соизмерим с его способностью вовлекать в свою орбиту другие круги влияния. Если возможно использовать энергию, исходящую от другого онлайн-сообщества или экосистемы, и если возможно направить эту энергию в шторм, то давление на организацию или человека значительно возрастет.
Онлайн-сообщество или люди в соседней экосистеме чувствуют моральное обязательство присоединиться к критике (и могут начать призывать к отмене), чтобы выразить обеспокоенность предыдущих критиков. Чем больше племен задействовано, тем сильнее становится шторм, вплоть до того, что даже добросовестные участники, которые, возможно, не в состоянии отличить подлинные проблемы от онлайн-манипуляций или динамики социальных сетей, оказываются втянутыми в этот водоворот.
Как только несколько штормов сливаются в один ураган, буря больше не ограничивается одной или двумя платформами социальных сетей. Сам ураган становится сюжетом, и давление на организацию или человека, находящихся непосредственно на линии обрушения урагана, возрастает экспоненциально.
К этому времени люди или организации, близкие к месту прямого попадания, начинают испытывать огромное давление. Друзья убегают с пути урагана, дистанцируясь от людей или организаций, оказавшихся в эпицентре шторма. Или, что еще хуже, они думают, что единственный способ выжить — это стать частью шторма, придать ему энергии, чтобы избежать ярости урагана.
Вот тогда-то и появляются охотники за штормами. Точно так же, как плохая погода является Клондайком для кабельных новостных сетей, онлайн-ураган предоставляет людям возможность оценить ситуацию с помощью горячих репортажей, разговоров в подкастах, разглагольствований в TikTok и шоу на YouTube. Все, затаив дыхание, освещают полемику и поднимают в процессе свои собственные профили. Платформы социальных сетей извлекают выгоду из ажиотажа, поскольку алгоритмы указывают большему количеству людей на псевдособытие. Охотники за штормами используют трендовый шторм для создания своих брендов. Другие находят все это захватывающим, наблюдая за разворачивающейся катастрофой, прежде чем перейти к какому-нибудь другому инфоповоду или новостному зрелищу.
Интенсивность урагана оценивается по скорости ветра, и, по крайней мере, на начальном этапе, именно ветер наносит наибольший ущерб. В Сети большинство ураганов обрушиваются на сушу и довольно быстро теряют силу. Именно давление ветра или штормовой волны делает людей или организации слабее, чем они были ранее, особенно когда штормовые волны заставляют всех на пути сгибаться, чтобы не быть сломленными.
Динамика социальных сетей — явление новое в истории человечества, но человеческая природа стара как мир. Есть чему поучиться у мыслителей, которые наблюдают за человеческим поведением и объясняют его, у философов вроде Рене Жирара и наблюдателей вроде Джонатана Хайдта. Углубление нашего понимания того, как работает эта штормовая динамика, — один из способов разумно подойти к использованию социальных сетей.
Штормы требуют наличия определенных атмосферных условий, прежде чем они смогут перейти с одного уровня на другой. Мы не можем изменить ход или траекторию штормов самостоятельно, но мы можем ослабить их интенсивность и разрушительную силу, если будем расти в онлайн-мудрости относительно их развития, если решим воплощать невозмутимое присутствие в мире бурлящего гнева и возрастающей тревоги.
Автор статьи — Тревин Вакс, вице-президент по исследованиям и разработке ресурсов в Североамериканском миссионерском совете и приглашенный профессор Университета Сидарвилля. Тревин является постоянным обозревателем The Gospel Coalition, сотрудничал с The Washington Post, Religion News Service, World и Christian Today. Он читал курсы по миссиологии и служению в колледже Уитона и читал лекции по христианству и культуре в Оксфордском университете.