Бог посадил первые виноградники, и Он точно знал, что произойдет, когда эти маленькие непритязательные шарики будут собраны, измельчены, ферментированы, перемешаны и спрессованы. Он знал, как это обрадует человека (Псалом 103:14-15). И Он знал, что люди будут подавать к столу во все времена — не воду, не молоко, не просто сок. Господь также знал, что будут подавать на самых важных, совместных трапезах в церкви (Матфея 26:27).
Прежде чем озвучивать предупреждения, необходимо отметить, что Бог любит хорошее вино и по-прежнему наливает его своим детям, но его любовь не наивна. Пророк предупреждает нас: “Вино — предатель”, заметьте, не чрезмерное употребление вина. “Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою, как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена” (Аввакум 2:5).
Найти в Священном Писании поощрение к употреблению алкоголя труднее, чем мы могли бы ожидать, и совсем нетрудно найти предупреждения о злоупотреблении им.
Моисей однажды описал его как “яд змей и жестокий яд аспидов” (Второзаконие 32:33). В Псалме 74 оно символизирует Божий гнев (Псалом 74:9). Те, кто склоняются перед напитком, никогда не увидят Царства Божьего (1-е Коринфянам 6:9-10; Галатам 5:21). И если кто-то называет себя братом, злоупотребляет алкоголем и не раскаивается, такой должен быть отлучен от церкви — ради спасения своей души. “Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе”. (1 Коринфянам 5:11). Предупреждения столь же серьезны, сколь и многочисленны.
В частности, один отрывок, Притчи 23:29-35, предупреждает не только о суде, но и о духовной опасности такого рода зависимости.
“У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят искать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «Били меня – мне не было больно; толкали меня – я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же” (Притчи 23:29-35).
Здоровое, благочестивое употребление алкоголя сохраняет бдительность в отношении, по крайней мере, этих пяти величайших опасностей алкоголя (всех результатов чрезмерного употребления алкоголя): спутанности сознания, извращений, нестабильности, паралича и тщетности.
Первая опасность опьянения — это смутное сознание. Злоупотребление алкоголем заставит вас видеть странные вещи, лишия вас способности воспринимать реальность. Подобно человеку на обочине дороги, вы не сможете идти прямо, не говоря уже о том, чтобы вести себя достойно Бога (Колоссянам 1:10).
“Пьянство стирает различия между жизнью и смертью и затуманивает драгоценные обетования и заповеди Божьи”.
Мы видим эту опасность, когда Бог говорит Аарону и священникам: “Не пейте вина или крепких напитков ни вы, ни ваши сыновья с вами, когда войдете в шатер собрания, чтобы не умереть. Это будет законом вовеки, во все роды ваши” (Левит 10:8-9). Почему Бог запрещает священникам употреблять алкоголь? Потому что они, больше, чем кто-либо другой, нуждались в том, чтобы видеть реальность достаточно ясно. Видеть для того, чтобы уберечь людей от опасности, особенно духовной, и привести их к тому, что истинно, прекрасно и свято. “… Чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея”. (Левит 10:10-11).
Чрезмерное употребление алкоголя, тогда и сейчас, стирает различия между жизнью и смертью и искажает в наших глазах драгоценные обетования и заповеди Божьи.
“Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное” (Притчи 23:33).
Писание неоднократно связывает пьянство с безнравственностью, и особенно с сексуальной распущенностью (см. Осия 4:10-11; Иоиль 3:2-3). Мудрый отец говорит:
“Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,
потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь;
она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.
У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?” (Притчи 23:26-29).
Чрезмерное употребление алкоголя преувеличивает удовольствия греха и скрывает его издержки и последствия. Пьянство создает смертельно опасную яму похожую на колодец; и выдает кровожадного вора за надежного друга, а запретную женщину за тайный поток наслаждения.
Пьянство погубило праведного Ноя после того, как Бог спас его во время потопа: “Он выпил вина, опьянел и лежал непокрытый в шатре своем” (Бытие 9:21). Когда Навал отверг Давида и оставил своих людей голодными, что подпитывало его глупость? “Сердце Навала было радостно внутри него, потому что он был очень пьян” (1 Царств 25:36). Алкоголь не разжигает извращения там, где его нет (Матфея 15:11), но он может разжечь тайный грех в бушующее, опустошительное пламя.
“И ты будешь как спящий среди моря и как спящий на верху мачты” (Притчи 23:34).
Приведенный здесь образ описывает помутнение сознания, но также несет в себе уникальное предупреждение. Если первое было неспособностью отличить святое от несвятого, реальное от нереального, то это описание подчеркивает недееспособность. Алкоголь усыпляет человека, когда он находится в серьезной опасности, в ситуациях, когда его бдительность действительно имеет значение. Он даже засыпает «на верху мачты», где сильнее всего ощущаются ветра и волны.
Таким образом, алкоголь представляет опасность не только для человека, но и для всех, кто от него зависит. Пока он спит во время шторма на море, он подвергает опасности всех остальных в лодке. Когда он нужен больше всего, он недоступен. Бутылка за бутылкой он делает себя обузой для тех, кого он призван защищать и обеспечивать.
Хуже того, алкоголь часто делает человека опасным для тех, кого он любит. Другая пословица гласит: “Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен” (Притчи 20:1). Это полная противоположность Иисусу, Который успокаивал моря для тех, кого любил. Когда надвигается буря, зависимый от алкоголя человек создает еще больший хаос. Он создает бури там, где их нет. Вместо стабильного убежища он становится непостоянным, непредсказуемым и опасным.
“И скажешь: «Били меня – мне не было больно; толкали меня – я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же” (Притчи 23:35).
Из пяти предупреждений это, возможно, самое пугающее. Пьянство не дает увидеть реальность, и особенно того, что человеку угрожает. Его чувства настолько притупляются, что он даже не чувствует, когда кто-то бьет его. Он ранен, но не чувствует боли, а это значит, что он больше не может обнаружить опасность.
Вот что делает боль — она предупреждает нас о какой-то угрозе и призывает действовать. Если мы пьяны, то проспим предупреждение об угрозе. “Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно”. (Луки 21:34). Бог преподает нам урок с гораздо более ужасающими картинками. Он говорит, что когда злой слуга пьет с пьяницами, “то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами. Там будет плач и скрежет зубов” (Матфея 24:50-51).
Проповедник Книги Екклесиаста был хорошо знаком с крепкими напитками. “Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей.
Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники,
устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;
сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;
приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;
собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия.
И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.
Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих.
И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!” (Екклесиаст 2:3-11). Никакое количество алкоголя не могло утолить его внутреннюю жажду.
Пророк Исайя видел, как алкоголь губит души. Он говорил о лидерах Израиля: “ и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть ”. “приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше”. (Исаия 56:11-12). Их иссушенные души сжигали любого, кто следовал за ними. Чрезмерное употребление алкоголя — это колодец без воды, марафон без финишной черты, проклятие, которое не снимается.
Автор статьи — Маршалл Сигал, писатель и редактор сайта desiringGod.org.