Верующие часто используют слово «благодать» в беседах, молитвах и песнопениях. Но понимаем ли мы его истинное значение? Как она появилась, и почему мы так отчаянно нуждаемся в ней? Руководитель Альянса инициатив «Россия без сирот», пастор церкви «Благая весть» в Коммунаре Иван Иклюшин поделился своим пониманием сути благодати.
– Иван, как объяснить благодать простыми словами с точки зрения Библии?
– Благодать похожа на экзоскелет, когда у человека появляется дополнительная сила, которая не зависит от него. Например, путник несет рюкзак, который весит 20 кг, но, по какой-то причине, не ощущает его вес. Словно у него за плечами ничего нет. Он не видит, но чувствует, что действует благодать. Возможно, в невидимом мире ангел поддерживает своими руками этот рюкзак.
Человек, на котором пребывает благодать, сможет пройти расстояние в 10 км гораздо легче, чем человек, на котором благодати нет. Это дополнительная поддержка от Бога сверх твоих усилий. От дьявола действует другой эффект, обратный, когда ноша будет казаться тяжелее, чем она есть на самом деле.
Хорошо, когда человек, на котором пребывает благодать, осознает ее, а не приписывает достижения своим заслугам.
Например, христианин устроился в коллектив, где принято обижать новых сотрудников. Каждый день коллеги придумывают какие-то способы унизить его, чтобы он почувствовал себя лишним, обзывают, обделяют, создают более сложные условия работы.
Такой человек мог бы опечалиться и уволиться с работы, уйдя обиженным. Но он так не делает. А вместо этого думает о том, что ему легко удается преодолевать и выдерживать все эти оскорбления. Со временем коллеги начинают замечать его стойкость и доброту и сменяют насмешки на уважительное отношение.
Как он прошел это «расстояние» с «рюкзаком», пока они начали его уважать? С помощью благодати. Бог дал ему дополнительные силы.
– Как проявлялась благодать до прихода Христа?
– Событийно. Когда Богу нужно было использовать человека, Он временно давал ему Свою благодать. Одно из ее измерений – это помазание. Другими словами, Божье вспоможение в делах человека. Также в Ветхом Завете бывали случаи, когда Дух Святой на время сходил на людей и даже на животных в соответствии с каким-то высшим планом.
Один из самых ярких примеров благодати – это Иосиф. В его жизни было немало тяжелых ситуаций, которые он переживал необычайно легко. За что бы он ни брался, у него все получалось. И это не от того, что он был очень усердный, но потому, что у Бога был могущественный план на его жизнь. У Всевышнего был замысел спасти через Иосифа весь израильский народ.
Любой человек, на которого бы он ни работал, имели огромное желание отдать ему все свое имущество в управление. Мы читаем, что Потифар «оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел» (Бытие 39:6). В жизни Иосифа было несколько таких людей, включая фараона, которые хотели отдать управление над всем, что они имели, в его руки. Это яркий пример благодати.
Здесь можно заметить яркую параллель с Новым Заветом. Бог-Отец так же сильно хочет передать в управление Иисусу Христу ту землю, на которой мы живем. Иосиф во многом прообраз нашего Спасителя. Отец передал Сыну все, кроме Своего трона.
– Как пастору и церкви работать с нарушителями церковного порядка с точки зрения благодати? И в каких случаях допустимо отлучение?
– Церковная практика настолько разнится, и я бы не хотел лезть со своим уставом в чужой монастырь. Для меня ценен сам факт, что пасторы в принципе работают со своей паствой. Они замечают какие-то их проступки, не очень удачные моменты жизни и где-то даже прибегают к использованию церковной власти. В некоторых церквях даже отлучают от причастия.
Мы можем спорить о том, насколько это правильно или нет. Но ценны сами внимание и забота со стороны служителей. Потому что Бог призывает пасторов служить с усердием: «Пастырей ваших умоляю… пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1-е Петра 5:1-3).
Сегодня мы больше переживаем не о господстве, а о безразличии. Я призываю людей, которые нас читают, задуматься о важности опеки. Если вы видите дисциплинарную работу со стороны служителей по отношению к простым прихожанам, то, прежде всего, размыслите о том, как ценно то, что они думают о своей пастве и о вас, в частности. Что будет, если они совсем не будут заботиться и наказывать нарушителей, а пускать все на самотек?
Даже Господь говорит: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откровение 3:19). Я не буду наказывать человека, до которого мне нет дела. С другой стороны, мои наказания направлены на то, чтобы другому было лучше, даже если временно он будет испытывать дискомфорт.
Я призываю созидать такую культуру, где члены общины благодарят служителей за их внимание. Сегодня это очень ценно. Взрослым людям тоже нужна опека, нужен определенный пасторский подход.
Не бойтесь, что ваши права будут нарушены. Конечно, следите за тем, чтобы никто вас не обижал, не принижал сверх меры, не использовал свое служебное положение. Это видно, когда человек переходит установленные грани. Но если вы ловите тонкие намеки о том, что вас кто-то принижает, то отстаивание своих прав точно не пойдет вам на пользу.
Если вы позволите служителю проявлять заботу через наказание, даже если он немного перегнет с суровостью, и будете благодарны ему за попечение о вашей душе, то Бог сделает для вас гораздо больше.
В моей практике был случай, когда пастор нашей церкви строго сказал человеку, думая, что поступает правильно. А потом, когда пошел молиться, Бог его обличил, и он лично поехал к тому прихожанину и извинился перед ним.
Бог знает все, и даже больше переживает за тебя, чем ты сам. Если ты позволяешь Богу заботиться о тебе и вступаться за тебя, то Он будет делать это: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Евреям 10:30). За кроткого человека Бог вступится Сам.
В чем отличие благодати от вседозволенности, смотрите в эфире из Петербурга!