Физически Иисус покинул нашу землю, но Его Телом здесь стала Церковь, чтобы продолжать главную миссию – освобождать, исцелять и проповедовать лето Господне (от Луки 4:18-19). Однако в реальности плюрализма и постмодернизма Невеста Христа постепенно стала одной из субкультур общества. Она не закрыла свои двери, но и не спешит выходить в этот мир сама. В чем могут быть причины такой тенденции и как сделать ее видимой и активной в различных культурных слоях современного общества? На эти вопросы ответил служитель церкви «Преображение» в Санкт-Петербурге Андрей Слабый!
– Андрей, в нашей стране пока не наблюдается явного гонения на Церковь. С чем это связано, помимо благоприятных законов?
– На самом деле, гонения присутствуют, но они не такие масштабные, какие были при Советском Союзе, а больше локальные нападки на церкви и христианские организации.
В целом, у нас не наблюдаются повсеместные гонения. И я думаю, здесь есть несколько причин. Во-первых, государство еще не занимается этим вопросом серьезно, поскольку он не стоит на повестке дня. Да и сами по себе церкви сейчас недостаточно активны в плане благовестия.
В основном, те, кто испытывают гонения, ведут активную пропаганду. А среди нас нет сейчас таких активистов. Поэтому гонения – это совокупность факторов.
У государства такое время, когда оно занято другими вопросами: оппозицией, укреплением своего авторитета в обществе и другими. А церкви не представляют для него опасности на данный момент.
– Какие ошибки совершают верующие в попытках продвигать христианские ценности в массы?
– Прежде всего, я думаю, есть мировоззренческая ошибка – деление мира на христианский и светский, духовный и мирской. И это убеждение глубоко засело в умах верующих.
Они думают, что есть церковь и все, что с ней связано, а остальное – это светские области. Но, на самом деле, они тоже духовны! И многие христиане не особо хотят или даже не собираются идти в эти сферы, чтобы развиваться и становиться профессионалами. Иными словами, они с неприязнью рассматривают мысль о том, чтобы верующий стал политиком, актером или ученым.
Поэтому, контркультурная позиция церкви выражается в том, что очень мало людей, особенно в наших протестантских кругах, являются специалистами в какой-либо области, искусстве или науке.
А когда такие люди появляются в среде верующих, то подчас испытывают чувство вины в связи с тем, что занимаются бизнесом, музыкой или политикой на профессиональном уровне. Потому что с кафедры или в среде общины им внушают, что все это мирское, и Господу не угодно. Хотя именно Бог поставил их на эти должности, и они, таким образом, могут оказывать мощное евангельское влияние.
А ошибка, которую делают верующие, заключается в том, что они пытаются «кустарным» способом, не разбираясь в политике, науке или искусстве, и не являясь профессионалами ни в одной из этих областей, влиять на них. Поэтому это выглядит довольно убого.
Было бы лучше спросить тех людей в наших церквях, которые достигли профессионализма в какой-либо сфере, как мы, со своей стороны, можем помочь им нести евангельское влияние, молиться за них, и рассмотреть свою профессию в свете Божьего призвания.
– Как благовествовать в современном мире доступно и понятно?
– Нужно понимать культуру, не обосабливаться от нее, а стараться понять, идти в самый ее центр и изучать. Сейчас общество фрагментировано на множество субкультур, но мы, как верующие, практически не присутствуем там.
Для того, чтобы благовествовать кому-то, нужно прийти к нему. Как Христос спустился в мир, ограничил Себя, как Павел показал нам пример: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1-е Коринфянам 9:22), так и мы должны искать точки соприкосновения с теми, кто сильно отличается от нас.
Понятно, что в церкви этим будут заниматься далеко не все. Но нам нужны призванные люди, готовые идти в эти культурные слои, изучать, понимать их и влиять на них.
Возможно, стать одним из них, но внешне, а не внутренне. Как и Павел писал, что стал «для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона» (1-е Коринфянам 9:21). Так можно – понимать, исследовать, узнавать, знакомиться, дружить.
– Иисус сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (от Иоанна 13:35). Что представляет из себя эта любовь в конкретных ситуациях?
– Прежде всего, это любовь между верующими, особенно из различных церквей и деноминаций. Нам нужно понять, что хоть мы и разные, и у нас есть свои особенности, но если верим в Евангелие, разделяем общую веру, то мы – братья и сестры. И то отчуждение между христианами, которое особенно ощущалось тридцать лет назад, сегодня проходит, слава Богу!
Но все это не столько благодаря тому, что мы, как верующие, активно работали в данном направлении. А просто по причине навеянных взглядов плюрализма и постмодернизма. Другими словами, даже светским людям все равно, во что ты веришь – они больше ценят отношения.
Но, прежде всего, христианам нужно являть любовь друг ко другу: баптистам к пятидесятникам, харизматам к баптистам. Если у нас один Христос, а мы между собой – братья и сестры, то должны быть верны заповеди нашего Господа.
А второе – активно проявлять любовь за стенами церкви, а не только внутри нее: служить и помогать, быть известными через свое доброе отношение к людям.
– Что поможет укреплению любви и единства внутри поместной общины?
– Вы знаете, нужен честный и искренний взгляд на свою собственную культуру внутри поместной общины. Потому что в каждой церкви создается своя парадигма взаимоотношений, ценностей и добродетелей, которые культивируются в ней.
В том числе, есть и недостатки или терпимые грехи, как я их называю. Мы порой не замечаем, что в нашей среде толерантно относятся к серьезным вещам. К таким, как зависть или раздоры, сплетни и разделения. Все они стоят в одном списке с прелюбодеянием, колдовством и другими, описанными в послании к Галатам.
Но мы почему-то нередко относимся к ним легкомысленно. Я никогда не слышал, чтобы кого-либо из церкви отлучили за зависть. Или чтобы кому-то серьезно предъявили, что с его стороны есть раздоры или непрощение. То есть нам серьезно надо над этим работать.
В основном, верующие фокусируются на внешних явных грехах. А незаметные – отравляют внутреннюю атмосферу церкви. Если мы к ним относимся терпимо, то нам не видать добрых взаимоотношений внутри общины.
Поэтому здесь нужен честный взгляд на самих себя через призму Евангелия. В первую очередь признать, что у каждого из нас есть то, над чем стоит работать. Важно понимать, что эти «безобидные» грехи очень серьезны, и они могут разрушать церковь не меньше, чем прелюбодеяние или алкоголизм.
Подробнее узнать о роли современной Церкви и ее влиянии на наш мир вы можете, посмотрев эфир из Петербурга!