Жизнь с Богом – увлекательное приключение, отправляясь в которое, мы не знаем, какие виражи нас ждут впереди. Мы можем мчаться на всех парусах, а можем долгое время плавать в тихих водах. Как бы то ни было, враг использует любые уловки, чтобы выбить нас из колеи и заставить сомневаться в Капитане нашей жизни. Как научиться всегда бодрствовать, обрести свое место в Теле Христа и не поддаваться демоническому влиянию, рассказал пастор «Церкви Божьей» в Мурманске Константин Гроховский.
– Порой мы видим, как верующие постоянно переходят из одной церкви в другую. Пастор Константин, с чем это может быть связано?
– Это происходит по разным причинам. Я бы сказал так, что это влияние некого духа, который можно назвать «духом бродяжничества», «духом неустройства», хотя, возможно, такого духа и не существует. Но, тем не менее, это говорит о том, что внутри человек не спокоен, у него нет мира.
Совершая эти «переходы», он пытается найти и каким-то образом компенсировать этот мир за счет церкви, которая будет соответствовать его параметрам и отвечать на его боль. Но нужно понимать, что таких церквей не существует.
Поэтому когда такой человек видит, что вроде бы нашел, что искал, он остается в церкви. Но потом происходит какая-то ситуация, которая «гладит его против шерсти», и все, поиск начинается снова.
Я вижу таких людей, и мы стараемся им объяснять, что в Новом Завете в центре всего стоят отношения – с Богом, с общиной. И это является лучшей средой для нашего исцеления. Это не церковь плохая, – просто важно учитывать все эти моменты.
На кого-то это оказывает влияние, кому-то это помогает, а кто-то по-прежнему держит все в себе. И еще: если говорить про мир, про его ценности, я вижу, что люди не хотят вести «оседлый» образ жизни, потому что это ответственность, это отношения, в которые нужно вкладываться, быть подотчетным, а хочется перемещаться налегке. И мне кажется, на церковь сегодня это тоже влияет, поэтому это вызов существует.
– Как получить избавление от вредных привычек, которые могут перерасти в одержимость?
– Первое: нужно понимать сам механизм этого процесса. Занимаясь душепопечением, я наблюдаю, что вредная привычка, чаще всего, появляется в результате внутренней боли человека. Иногда это происходит даже по глупости в какой-то степени. Но когда человек начинает пробовать то, что будет его разрушать, как правило, это поиск быстрого восполнения того, чего не хватает внутри. Так начинается зависимость. Но на этом этапе человеку достаточно объяснить, помочь получить внутреннее исцеление, постараться дать ответ на проблему, и, в общем-то, привычка побеждена.
Но если этого не сделать, есть риск, что появится так называемый «стокгольмский синдром» – человек начинает любить тот грех, который он совершает. Грех разрушает его, а человек погружается в него еще больше.
Когда строится эта «любовь» и формируется душевная связь с какими-то событиями, ситуациями, практиками – вот это уже сложнее, потому что это касается внутреннего мира человека. Именно на этом этапе может прийти демоническая зависимость, потому что все эти вещи являются «дверью», которая постоянно открыта. Человек делает выбор и ему требуется уже не просто внешний отказ от этой привычки или исповедание, но необходимо глубокое покаяние, поддержка служителей, которые помогут ему внутренне прожить этот отказ, помощь в освобождении, потому что человеку уже тяжело выйти из этого состояния. И это часто является препятствием на пути избавления. Ему нужно разлюбить это состояние, увидеть все по-другому!
– Как человеку, который уже долгое время посещает поместную церковь, но не чувствует себя ее частью, найти свое призвание?
– Я думаю, что такому человеку важно помочь увидеть, что служение, или, точнее сказать, призвание – это не какой-то отдельный проект его жизни или церкви.
Наше призвание всегда связано с другими людьми. И мы без других людей, без служения им, не реализуем свое призвание. Это невозможно. Поэтому люди часто перемещаются из стороны в сторону.
Кстати, возвращаясь к первому вопросу, люди «прыгают» из церкви в церковь, думая, что там им предоставят площадку для того, чтобы реализовать свое призвание. Но реализация призвания основывается на том, что сначала человек входит в отношении с другими людьми, начинает проявлять любовь, становится постоянным в этом, и его призвание раскрывается, потому что дары начинают работать именно в сообществе.
Человеку, который просто ходит церковь и задается вопросом поиска призвания, важно сделать простой шаг: подумать, как, находясь в этой самой общине, даже не ища другой, можно проявлять любовь к людям?
Вот как я могу проявить любовь? Может быть, я просто буду приветствовать и улыбаться? Либо я буду воду подавать? То есть делать что-то, но быть в этом постоянным.
Простые вещи и проявление заботы о ближнем начинают «втягивать» нас в наше призвание. Это становится таким процессом, который постепенно набирает обороты, потому что высший закон – это закон любви. Проявляя любовь, я, в конечном итоге, оказываюсь в том месте, где мне нужно быть.
– Как не превратить свое призвание в обязанность или работу, на которой будешь выгорать? Как продолжать пламенеть духом?
– Хороший вопрос. И вроде бы ответ-то легкий (улыбается). Но, если говорить по факту, то каждый из нас сталкивается с таким состоянием, когда мы чувствуем себя должными что-то делать. Мы делаем определенные вещи из чувства долга или обязательства.
С одной стороны, когда мы способны выполнять свои обязанности, это хорошо, это нужно для постоянства движения. Но если это единственное, что он движет и питает нас, то именно это и приводит к выгоранию, потому что лишь на обязательствах невозможно жить в силе Божьей.
И поэтому здесь выход такой: когда вы чувствуете, что уже нет сил, что вы на пределе возможностей, важно затормозить. Так делал я в своей жизни. Максимально замедлиться, увеличить время или вернуть то время, которое я провожу с Богом. Просто слушая Его, просто находясь в Его присутствии, потому что именно там я получаю топливо. Без этой составляющей дальнейшее движение невозможно.
Без этого Источника служение «высыхает», мы теряем форму. Это как у спортсменов – когда нет нормального питания, но он продолжает тренировки, его тело начинает «съедать» само себя. И в служении происходит то же самое – нет пищи духовной, общения, чтения Слова, восстановления в Божьем присутствии, и все, начинает высыхать. Важно этого никогда не допускать!
Больше узнать о том, как не впасть в обольщение, какие молитвы угодны Господу, и почему важно быть избирательными в том, какой духовной пищей мы питаемся, вы сможете, посмотрев эфир из Петербурга!