«Понести или простить?» Константин Назаров

  Ветхий Завет по сей день вызывает немало споров и разночтений в среде христиан. Кто-то считает его неактуальным,

 

Ветхий Завет по сей день вызывает немало споров и разночтений в среде христиан. Кто-то считает его неактуальным, а кто-то, наоборот, возвращается от благодати в закон. Но ведь путь искупления начался именно с Ветхого Завета. Он помогает увидеть целостную картину от сотворения до оправдания и жизни вечной. Профессор богословия, директор «Евангельского Христианского Центра Апостола Павла» в Москве Константин Назаров прояснил сложные моменты, описанные в Библии!

 

– Что такое библейское прощение, и чем оно отличается от светского?

– Библейское прощение, прежде всего, основано на том, что Бог искупил наши грехи через Иисуса Христа. И поскольку мы об этом знаем, то и сами прощаем других людей.

В мире прощение воспринимается, как нечто важное и полезное для того, кто прощает. Люди понимают и оценивают это своим умом, а у нас есть точное указание: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (от Луки 6:27-28).

Дело в том, что в Ветхом Завете – а я, в основном, именно его изучаю и преподаю – в отношении грехов слова «прощение», по сути, не существует. Зато там есть другое слово – «понести» на себе грех. Вот именно в этом плане Ветхий Завет понимает прощение.

Как это может выглядеть в реальной жизни? Представьте себе молодую девушку, которая решила выйти замуж за человека, не одобряемого ее родителями. Они видят, что он не христианин и не готов к созданию семьи. Но, несмотря на это, она настаивает на браке, и родители позволяют ей сделать этот выбор. Через год после свадьбы у них рождается ребенок, а муж ее бросает. Куда ей теперь идти? Естественно, в родной дом. В данном случае родители оказываются перед сложным выбором. Если они принимают ее обратно, то, тем самым, берут на себя ответственность за ее ошибки и последствия решений.

Вот какой смысл в понятие прощения вкладывает Ветхий Завет и отчасти Новый – продолжать долготерпеть, покрывать, принимать и надеяться на то, что человек будет меняться.

 

– Почему в Ветхом Завете Бог повелевал уничтожать целые народы?

– Давайте внимательно посмотрим, что написано в Библии. Я люблю отвечать на этот вопрос издалека. Обычно, когда передо мной сидит группа студентов, я говорю им: вспомните момент из книги Бытие, когда Господь принимает решение уничтожить Содом и Гоморру. Как вы думаете, это справедливое решение? Естественно, все студенты соглашаются с Божьим выбором. Никто не сомневается, потому что там дается объяснение, за что и почему Господь допускает такое.

Я задаю следующий вопрос: какими средствами он уничтожил Содом и Гоморру? Мне сразу отвечают, что огнем с неба. А может ли Господь применять другие методы для того, чтобы вершить Свой суд, если мы знаем, что Его суд справедливый? Студенты отвечают, что может, и у Бога нет никаких ограничений в данном случае.

А помните, когда Израиль отвернулся от Бога, какой суд Господь приготовил для него? Мне говорят, что Он отвел их в плен к врагам. И в конце я предлагаю подумать о народах, которые жили в Ханаане. По каким-то причинам, нам неизвестным, Господь решил, что они должны быть наказаны. Я пока использую именно слово «наказаны». И для осуществления Своих планов Он использовал народ Израиля. Бог имеет на это право, и у Него есть Свои причины. Это решение принял не Израиль, а Господь.

Более того, если внимательно читать книгу Иисуса Навина, то мы увидим, что уничтожению подверглись только два города, если я не ошибаюсь. А в книге Судей видно, что большинство народов остались живы и продолжили обитать на своих землях. То есть идея о том, что были уничтожены все ханаанские народы, является ложной.

 

– Кажется, то, к чему призывает Библия, практически невыполнимо. Почему так происходит, и как воплотить написанное в реальность?

– Если бы мы сегодня писали Библию, то это была бы совсем другая книга – про совершенных людей, которые живут в совершенном мире. Но авторы Библии отличаются от нас тем, что они описали реальные события и реальные истории жизни. Кроме Иисуса Христа в ней нет ни одного идеального человека.

Когда Господь дал Моисею закон, то, было бы странно, если бы его невозможно было исполнить. В книги Второзаконие Бог говорит:  «Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека» (Второзаконие 30:11). То есть не надо идти за море или подниматься на небо, чтобы исполнить ее. Большинство заповедей, которые мы читаем – выполнимы. По крайней мере, к этому можно стремиться.

Господь, понимая, кто такой человек, никогда не ожидает и, соответственно, не требует от него быть идеальным. Каждый начинает со своего уровня новую жизнь с Богом.

Когда мне указывают на то, что какой-то христианин плохо себя ведет, я говорю: представьте, как бы он себя вел, если бы не был христианином. И, наоборот, когда указывают на неверующего и говорят, что он так хорошо себя ведет, то я отвечаю: представите, как бы он себя хорошо вел, если бы был христианином. Поэтому здесь все относительно.

 

– В каких вопросах верующий должен проявлять смирение, а в каких бороться за то, что по праву принадлежит ему?

– Есть замечательная книга, называется «Жить вместе», автор которой – Дитрих Бонхёффер (Немецкий лютеранский теолог, пастор. – Прим. ред.). В ней он приводит два очень ярких примера из Библии. Сначала про Иисуса Христа, Который спросил у первосвященника, почему тот Его бьет (от Иоанна 18). А второй пример про апостола Павел, который заявил, что он римский гражданин, и его без суда и следствия тоже избили (Деяния 22).

Бонхёффер по этому поводу пишет, что прежде чем пытаться следовать Иисусу Христу и Павлу в этих ситуациях, надо последовать им во всех остальных – где они смирялись и соглашались с несправедливостью.

Как только мы начинаем задавать вопросы, что можно христианину, а чего нельзя, то сразу превращаем Божье слово в закон. А этого делать не нужно. Библия не об этом. Она ориентирует нас на пути, описывает ситуацию, которая всегда имеет под собой контекст, а затем оставляет это во власти решения каждого отдельного человека и его обстоятельств. Господь дал нам мудрость для того, чтобы мы выбрали.

 

Больше узнать о том, как преодолеть непростые жизненные ситуации и твердо держаться за Господа, вы можете, посмотрев эфир из Петерубрга!

Смотреть в Рутубе