«По образу Божьему» — это, пожалуй, одна из самых часто употребляемых и все же наименее понятных фраз среди современных христиан. Защищая не рождённых, протестуя против несправедливости или защищая престарелых и инвалидов, христианские голоса часто призывают к общности взглядов, несмотря на другие различия, заявляя, что все люди созданы «по образу Божьему». Так оно и есть, и мы вправе помнить об этом.
Но что значит быть сотворенным «по образу Божию»? Это редко объясняется, и ответы могут быть весьма умозрительными – просто, что мы разумные и чувствующие существа, чем отличаемся от животных, или что наша воля «свободна» и не порабощена инстинктом. Таковы, по сути, невидимые особенности образа и подобия Бога? Разве Библия не может сказать больше и прояснить этот вопрос для нас?
В каком-то смысле образ Божий (что удивительно) не является главной темой в Библии, по крайней мере, с точки зрения явного повторения. Это, однако, кульминационное заявление в первой главе Библии — и в голосе Самого Бога, не меньше. Слова Бога всего в трех строках закладывает фундамент для теологической антропологии (христианского учения о человечестве):
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» — (Бытие 1:26-27).
Самый важный вопрос, в самом начале, заключается в том, что такое образ? Изображения и картинки заполняют экраны телевизоров, смартфонов и компьютеров, и ловят наш взгляд на рекламных щитах. Нам не чужды образы, хотя мы настолько погружены в них, что, возможно, не осознаем их значения. Особенно дети подвержены неосознанному обращению внимания и запоминанию — реклам и телевизионных образов.
В древнем мире изображения были не пикселями и красками, а скорее тем, что мы называем статуями или памятниками. Языческие религии использовали резные изображения, как физические, визуальные изображения невидимых богов. В таком контексте в кульминационной точке первой главы Священного Писания звучит голос Единого Истинного Бога: «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему».
В то время как падшие люди создают образы своих богов, истинный Бог создал человека по Своему образу и подобию — чтобы представить себя миру. Мы, люди — живем, дышим, говорим, поем, двигаем образы, представляющие невидимого Бога Его миру, чтобы другие знали, помнили и почитали Его.
Бог создал нас, чтобы мы изображали, говорили, показывали и указывали на Него. Он хочет, чтобы люди через слова и поступки других людей лучше понимали, кто Он такой, ценили и обожали Его таким, какой Он есть, то есть прославляли Его. И образы прославляют. Они напоминают о ком-то великом и раскрывают замечательные, достойные похвалы черты, так что мы чтим изображенного. Вот почему тема человека, созданного по образу и подобию Божьему столь глубока в Писании, даже если она не часто выражена явно.
Ценность человеческой жизни
Что же касается этой ясности, то во всем Ветхом Завете только два стиха относятся к человеку по образу Божьему, и оба они находятся в следующих главах: Бытие 5:3 говорит нам «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф». Язык образа и подобия напоминает Бытие 1:26 и знаменательно указывает, что, хотя и запятнанное грехом, призвание человечества к образу Бога сохраняется и после Адама. Однако из-за человеческого греха наши слова и действия показывают Бога в такой же степени (если не больше), как и в противоположность.
Третье и последнее упоминание о человеке, созданном по образу и подобию Божьему, — это Бытие 9:6. Опять же, это божественная речь и поэзия:
«Кто прольет кровь человеческую,
Того кровь прольется рукою человека:
ибо человек создан по образу Божьему».
Уникальность и достоинство человека среди всех созданий, делает лишение человека жизни самым тяжким преступлением, как против Бога, так и против других людей — настолько тяжким, что пролитие человеческой крови гарантирует смерть убийцы. Такова ценность человеческой жизни, сотворенной по образу Божию, в сотворенном Богом мире.
Затем, после всего лишь трех упоминаний, Ветхий Завет умалчивает об образе Бога.
В то время как явное представление о человеке по образу и подобию Божьему исчезает, появляются родственные понятия. Например, Псалом 8, не упоминая «образ Божий», прославляет возвышенное положение человечества в мире. Кроме того, «образ» — как резное изображение появляется десятки раз (более пятидесяти) в Ветхом Завете, и, как мы уже подразумевали, существует связь, которую необходимо установить.
Начиная со второй заповеди, народ Божий знал: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» — (Исход 20:4-5). Что, конечно же, стало тем самым грехом, который коллективно приняла нация. Так и Псалом 105 повествует о событиях Исхода 32 главы:
«Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану; и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте» — (Псалом 105:19-21).
Таким образом, нации возвращалась к созданию имиджа и образа «силы и величия» регулярно на протяжении всех взлетов и падений своей истории. Созданные по образу и подобию Божьему, люди «забыли Бога» в своем грехе и обратились к созданию изображений богов своими руками — трагическая картина разворота иррациональной, саморазрушительной природы греха.
Как позже порицал апостол Павел «называя себя мудрыми, они стали глупцами и променяли славу бессмертного Бога на образы, напоминающие смертного человека, птиц, зверей и пресмыкающихся» — (Римлянам 1: 22-23).
Затем, наконец, после (почти) столетий молчания, тот же самый Павел откроет миру глубину краеугольного камня — что все это время означало быть сотворенным по образу Божьему. В целом, Павел упоминает божественный образ девять раз в своих Посланиях, и делает это в двух ясных и отчетливых откровениях.
- Иисус — это образ.
Во-первых, Иисус, Сын Божий воплощенный, как человек — есть образ Божий. Дважды Павел делает это заявление: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» — (Колоссянам 1:15).
«для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» — (2 Коринфянам 4:4).
Иисус – человек, и не просто как Бог — Сын, но как Бог — сын, ставший человеком, — это великий ответ на ранее неразрешенную загадку Писания о том, что значит, в сущности, быть «по образу Божию». Люди созданы по образу и подобию Божьему, и Иисус — по образу и подобию Божьему. Он является полным и законченным воплощением того, что значит для Самого Бога войти в свой сотворенный мир как творение. Это означает, что Бог создал первых мужчину и женщину в Бытии 1 и 2, имея в виду то, чем Он сам будет как творение («по образу Своему»), когда Он войдет как человек в лице Своего Сына.
Быть человеком — значит быть тварью, телом и душой, которую Бог создал для себя, чтобы быть во Христе. Когда Бог проектировал и создавал человеческое тело, Он создавал тот самый сосуд, в котором Его Сын будет в совершенстве прославлять Его как творение в своем мире. И так Он сделал, когда молился в ночь перед смертью «я прославил Тебя на земле» (Иоанна 17:4).
И Иисус, как образ Божий, не просто жил совершенно во славу Своего Отца, но также однозначно отдал свою собственную незапятнанную жизнь, чтобы прославить Своего Отца (Иоанна 12:27-28), чтобы мы могли быть вырваны из справедливого наказания, которое мы заслуживаем, и восстановлены к нашему первоначальному призванию и тому, что оно предвещало.
- Люди осознают свою судьбу в Нем.
Второе откровение, состоит в том, что человеческая судьба через веру есть наше бытие сообразным образу Христа: «тех, кого Он предвидел, Он также предопределил сообразить образу Своего Сына, чтобы Он мог быть первенцем среди многих братьев» (Римлянам 8:29).
Христиане — это буквально «маленькие Христы». «Он есть образ, единственный светильник, из которого слава Божия струится в Его новый мир» (Откровение 21:23), и мы переделаны по образу Божию, по подобию Христову, чтобы прославлять Бога по мере того, как мы все сообразовываемся со Христом. То, что это произойдет во Христе, несомненно: «как мы носили образ человека из праха [Адама], так и мы будем носить образ человека небесного [Христа]» (1 Коринфянам 15:49). И это произойдет, через «созерцание славы Господней», то есть, взирая с верой на Иисуса, образ Божий – «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» — (2 Коринфянам 3:18).
Теперь, когда мы определили сущностный смысл образа Божьего в Сыне Божьем, ставшем человеком (и восстановили нашу способность физически представлять Бога в Его мире), мы должны обратиться к важному вопросу: каковы невидимые качества, которые определяют человечество (такие качества, как мышление, чувство и воля), на которые так часто указывают богословы и миряне, когда их спрашивают, «что значит быть «по образу Божьему»? Имеет ли значение для Бога то, что мы думаем, чувствуем и желаем, как люди?
Да будет свет!
Иисус предвосхищает нашу задачу как восстановленных боговидцев, когда говорит: «да светит свет ваш пред другими, чтобы они видели ваши добрые дела и воздавали славу Отцу Вашему Небесному» (Матфея 5: 16). Вот что делают образы — они сияют, показывают, другие люди вдохновляются и воздают славу изображенному.
А это значит, что наша задача как тех, кто отображает Бога во Христе, в этой жизни и вовеки, никогда не устареет и не наскучит. Потому что Бог никогда не бывает скучным. Его всегда можно увидеть, насладиться и показать. Самое захватывающее, бесконечное, вечно творческое, вечно захватывающее призвание во Вселенной — это зримый (и слышимый) образ (и Эхо) невидимого Бога в Его сотворенном мире.
Мы никогда не используем значение меньше, чем «образ Божий» для других людей, но как христиане, мы вкладываем в эти слова больше значения. Мы мечтаем и молимся о большем. Говорить об «образе Божьем», как христианин — значит надеяться на нечто большее, чем возвращение к творению. Это значит сделать нечто большее, чем просто «вернуться» к Книге Бытия 1 главе. Говоря как христиане, мы говорим о грехе и спасении. Мы говорим о судьбе, исполненной только во Христе. И мы напоминаем себе о нашем призвании к реальным, осязаемым, жертвенным деяниям любви, которые приносят славу нашему Отцу.