Это был долгий год — мы устали физически и эмоционально. Месяцы боли, потерь и неуверенности истощили нас. Мы страстно желаем, чтобы эта пандемия прекратилась, и чтобы восторжествовали справедливость и мир. Наши усталые души жаждут покоя.
Книга Руфи идеально подходит для этого момента. Она показывает нам, где мы можем найти, даже в разгар сегодняшней суматохи, глубокий покой для наших душ.
История начинается с женщины по имени Ноеминь, которая живет со своим мужем и двумя сыновьями в Вифлееме. В один прекрасный день в стране наступает голод, что иронично, потому что Вифлеем в переводе означает «город хлеба». Из-за голода Ноеминь и ее семья переезжают в Моав, который исторически был врагом Израиля. В конце концов, оба ее сына женились на Моавитянках, Орфе и Руфи. К сожалению, примерно через 10 лет муж и сыновья Ноемини умирают.
Может быть, как Ноеминь и Руфь, вы пережили трагическую потерю любимого человека. Возможно, вы потеряли средства к существованию из-за экономического воздействия COVID-19. Может быть, вы недавно переехали из-за того, что происходило вокруг вас.
История продолжается. Потеряв все в Моаве, Руфь и Ноеминь возвращаются в Вифлеем, когда слышат, что голод закончился. Но в древнем мире у женщин было не так уж много способов обеспечить себя. Они прибывают в начале жатвы ячменя, и Руфь получает возможность собирать урожай на полях их родственника Вооза, который оказывается щедрым по отношению к ним. Но когда жатва заканчивается, Ноеминь и Руфь возвращаются туда, откуда начали, в ту же нищету, которую они пытались преодолеть в течение 10 лет.
Представьте себе, как это деморализует! Руфь — молодая женщина, у которой недавно умер муж. Она на незнакомой территории, в буквальном смысле. Она одна, за исключением своей единственной соседки по комнате, Ноеминь, и у них нет возможности удовлетворить свои ежедневные потребности.
Ноеминь спрашивает Руфь: «дочь моя, не должна ли я искать для тебя покоя, чтобы тебе было хорошо?» (Руфь 3: 1; ср. 1: 8-9). Увидев великодушие Вооза, она надеется, что он обеспечит их всем необходимым. Оказывается, он «Искупитель» (близкий родственник, который может обеспечить), поэтому Ноеминь говорит Руфи сделать ему предложение.
Вооз соглашается, но сначала ему нужно попросить разрешения у «Искупителя, более близкого», чем он (Руфь 3:12). В качестве демонстрации своей преданности Руфи и, возможно, даже в качестве своего рода залога, Вооз отсылает Руфь с подарком. Он дает ей шесть мер ячменя, что могло бы составить целых 95 фунтов.
Когда Руфь возвращается домой, Ноеминь подтверждает свою веру в Вооза. Она просит Руфь немного подождать. Среди неопределенности Руфь и Ноеминь ждут, когда их Искупитель «уладит дело» и принесет им покой (Руфь 3:18).
Эта часть книги Руфи точно описывает период, в который мы живем всю нашу жизнь.
Как Вооз обещал искупить Руфь, так и Бог обещал искупить нас. На самом деле Иисус уже обеспечил наше искупление на кресте. И как Вооз отослал Руфь с даром и залогом, так и Иисус послал нам Своего Святого Духа как залог (Еф. 1: 14). Но так же, как Руфь ждала окончательного решения, мы все еще ждем того дня, когда Бог дарует нам полный покой на Небесах.
Наш мир наполнен всеми формами беспокойства — болезнями и смертью, несправедливостью, непостоянством, одиночеством, конфликтами. Но книга Руфи показывает нам, что глубокий душевный покой возможен даже сейчас, если мы, подобно Руфи, будем ждать дня нашего искупления, доверяя нашему Искупителю закончить то, что Он начал.
Вооз встречается с близким родственником, который говорит, что он не может взять Руфь в свои жены, «чтобы я не испортил своего наследства» (4:5). Итак, Вооз, как и обещал, выкупает Руфь через дорогостоящий брак, и Руфь рожает ребенка в Вифлееме. Они дают ему имя — Овид, что происходит от еврейского слова «служить». Женщины Вифлеема говорят Ноемини: «Благословен Господь, Который не оставил тебя сегодня без Искупителя, и да прославится имя Его в Израиле! Он будет для вас восстановителем жизни и питателем вашей старости» (Руфь 4:14-15).
Спустя несколько поколений молитвы женщин были услышаны. Этот сын был дедом царя Давида (4:22), который обеспечил покой Израилю от его врагов. И окончательный ответ на их молитву пришел тысячу лет спустя, когда у другой бедной женщины, путешествовавшей в Вифлеем, родился еще один сын.
Этот ребенок был из рода Руфи и Давида. И когда он должен был родиться, священник в Израиле по имени Захария, исполненный Святого Духа, воскликнул: «Благословен Господь Бог Израилев, ибо Он посетил и искупил народ Свой и воздвиг рог спасения для нас в доме раба своего Давида» (Луки 1: 67-68).
Христос, наш покой
Иисус Христос — обещанный Искупитель, истинный слуга Господа, чей дорогой брак с Его народом, брак, стоивший Ему жизни, восстанавливает нашу жизнь и приносит нам покой. Он дает нам покой от наших грехов и стремлений, и приветствует нас в безопасности своей семьи.
Однажды Он также удалит все испытания из нашей жизни. Он превратит наши слабые и усталые тела в новые, утешенные и полные сил. Он удовлетворит все наши глубочайшие потребности и желания.
Если вы доверяете Ему, вы можете испытать покой прямо сейчас. Если вы полагаетесь не на свою способность управлять своей жизнью, а на нашего Искупителя — тогда вы можете спать по ночам независимо от того, что ждет вас впереди, потому что ваш Искупитель даровал вам душевный покой.
Как говорит псалмопевец: «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс. 114: 7).