Вызов догме диснеевского кино — мультфильм «Душа»

Христиане не согласятся со многим из того, что мультфильм «Душа» изображает о душах, загробной жизни или духовности вообще.

Христиане не согласятся со многим из того, что мультфильм «Душа» изображает о душах, загробной жизни или духовности вообще. В фильме много плохой теологии и проблемной поп-духовности. Но, несмотря на то, что фильм часто ошибается, он также утверждает некоторые важные вещи. «Душа» говорит о жизни и существовании цели и смысла. Он критикует большую часть натурализма, материализма и экспрессивного индивидуализма, преобладающих сегодня, и удивительным образом бросает вызов догме диснеевского кино, часто пропагандируемой его предшественниками.

Режиссер Пит Доктор и Кемп Пауэрс, в мультфильме «Душа» рассказывают историю Джо Гарднера (Джейми Фокс), афроамериканского учителя оркестра средней школы, который мечтает стать джазовым пианистом. После того, как несчастный случай вводит его в предсмертную «удерживающую» кому, мы отправляемся в путешествие с его душой, когда он исследует жизнь и смерть, куда уходят души (великое запредельное) и откуда приходят души на землю (великое до). Еще не родившаяся душа по имени 22 (Тина Фей), которая избегает воплощенной жизни на Земле, присоединяется к Джо в этой истории. Хотя каждый из них начинает с разных точек отсчета — Джо не хочет умирать, и всячески цепляется за жизнь, а 22 – совсем не хочет жить — и оба обнаруживают, что «вся эта жизнь стоит того, чтобы умереть». И главная мысль — смерть неизбежна, и жизнь драгоценна.

Хотя смерть находится на заднем плане многих диснеевских фильмов (обычно это потерянные родители), в последнее время она стала более заметной (пример: мультфильм «Коко») и занимает центральное место в мультфильме «Душа». Смерть может нанести удар, где угодно, в любое время, кому угодно. Как раз в тот момент, когда Джо наконец, получает шанс сыграть с легендой джаза Доротеей Уильямс (Анджела Бассетт), — он падает в канализационный люк.

В этом падшем мире всепроникающая смерть преследует жизнь. Она маячит в тени всего нашего существования, всегда преследуя по пятам. Но, как мы узнаем из Библии, жизнь с осознанием хрупкости жизни (Иакова 4:13-17; Притч 27:1; Пс. 39:4) и жизнь с мыслью о конце помогает нам жить, верно, в настоящем (Еккл. 7:8-9; Еф. 5:15-17). Горечь смерти помогает нам наслаждаться сладостью жизни.

Жизнь — это пар, в 2020 году мы все болезненно осознаем это. Даже если мы не согласны со всеми моментами и сценами в мультфильме «Душа», мы можем подтвердить его основное послание: жизнь драгоценна, ценна и имеет цель.

Жизнь Джо — не сказка; она реальна, релевантна, удивительно обыденна. Его жизнь не та, о которой он мечтал, но она все еще хороша и по своей сути драгоценна. На протяжении всего фильма Джо борется за свою жизнь, и его воля к жизни вызывает любопытство 22-ой души. «Твоя жизнь так печальна и жалка, и ты так много работаешь, чтобы вернуться к ней», — говорит она Джо, отражая современный цинизм в отношении жизни. Но благодаря своему опыту с Джо она обнаруживает, что жизнь стоит того, чтобы жить. На экзистенциальный вопрос, который она задает в парикмахерской: «стоит ли умирать ради жизни?» — Джо отвечает громким «да!», когда, наконец, видит радость, красоту и чудо жизни.

В мире, где жизнь все чаще воспринимается как бессмысленная и легко отбрасываемая, «Душа» убедительно уверяет нас: жизнь — это драгоценный дар.

В некотором смысле, «Душа» — это анти-диснеевский фильм. В то время как все последние фильмы Диснея диктуют, что необходимо найти свою цель, глядя внутрь (самопознание) и преследуя свою мечту любой ценой (самоактуализация), в мультфильме «Душа» используется другой подход.

Один из ключевых уроков Джо состоит в том, что «страсть — это не цель». Наши мечты и искры вдохновения важны, но они не являются причиной нашего существования. Часть путаницы и ошибочных поисков Джо — это его предположение, что его страсть (джаз) — это его смысл жизни. Он объясняет своей матери, что именно для этого он и родился; это его предназначение.

Один из персонажей, владелец парикмахерской по имени Дез, помогает Джо и 22-ой молодой душе понять разницу между страстью и целеустремленностью. Он когда-то сам мечтал стать ветеринаром, а не парикмахером. Но Дезу нравится быть парикмахером, в том числе помогать людям, знакомиться с интересными персонажами и выслушать каждого, кто сидит в его кресле. Это не обязательно должна быть ваша лучшая жизнь сейчас, чтобы быть красивой жизнью, достойной жизни.

Джо и 22, пришли к пониманию, что некоторые из величайших радостей жизни — это не большие вещи, о которых мы мечтаем, а маленькие благословения — даже борьба и проблемы, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Есть радость в обыденном и смысл в здесь-и-сейчас, а не только в наших «долго и счастливо» и сказках о будущем. Это кажущееся отклонение от диснеевского канона — существенная часть истории. Чтобы быть счастливыми, нам не нужно бросать все и следовать за своим сердцем к тому, что, как мы думаем, сделает нас счастливыми. Там, где Бог с нами, мы можем найти цель, и эта цель не зависит от наших страстей.

Второй пример понимания цели заключается в том, что она существует вне нас, а не внутри нас. Джо не создает свою собственную цель; он входит в мир, где смысл существует независимо от него. Мировоззрение фильма может и не быть христианским, но (намеренно или нет) оно утверждает трансцендентные реальности о мире, не лишенном цели и не сведенном к субъективным конструкциям смысла.

Для многих современных детей, выросших в эпоху «следуй за своим сердцем» / «следуй за своим хочу» (часто увековеченную диснеевскими фильмами), где бремя цели и самооценки зависит от того, насколько они могут выразить себя уникально (и быть утвержденными другими), послание «Души» приходит как глоток свежего воздуха.

Когда страсть становится одержимостью

Еще один ценный урок в мультфильме «Душа» состоит в том, что наши страсти (вещи, которые «зажигают радость в сердцах») могут стать идолами, когда они становятся источниками высшего удовлетворения, безопасности или смысла. Хотя страсти могут быть хорошими дарами, они возделывают в нас плохих Богов.

В одном из «потусторонних» миров, которые исследует Джо, есть место, где бродят «потерянные души», некоторые из которых превратили свою страсть (то, что помещает нас в «зону комфорта») в идолов. Проводник в этом царстве (Лунный ветер) объясняет: «это место приятно, но, когда эта радость становится навязчивой идеей, человек действительно отключается от жизни». Мы видим блуждающую душу, ищущую свою страсть, как человек с металлоискателем, отчаявшийся найти сокровище. Когда мы определяем свою цель одной страстью, мы теряем и то, и другое.

Там, где Бог, мы можем найти цель, и эта цель не зависит от наших страстей.

Джо узнает это из первых рук, когда сводит значение своей жизни к своей страсти быть успешным джазовым музыкантом. Это давит его под тяжестью, и, в конечном счете, оставляет его разочарованным. «Я ждал этого дня всю свою жизнь», — говорит он, когда начинает играть в группе Доротеи. – «Я думал, что буду чувствовать себя по-другому». Страсти горьки на вкус, когда мы ошибочно полагаем, что они могут утолить наш голод. Но как только Джо возвращается домой, разочарованный и опустошенный, он играет на пианино просто ради удовольствия, наслаждаясь джазом ради него самого. Когда дар остается даром, а не носителем всех его надежд и мечтаний, он снова находит в нем радость.

Этот урок немного пересматривает диснеевский этос. Волшебство и смысл жизни в первую очередь не находят искры, таланта или страсти, которые нужно выразить. Вместо этого, возможно, его можно найти, глядя вокруг себя на красоту мира, который нам был дан, а затем глядя с благоговением и благодарностью на Дающего.


 

Источник

Фото