Бог наиболее прославлен в нас, когда мы наиболее удовлетворены в Нем.
Я не понимал смысла этой фразы. Поэтому я снова прочитал строчку, на этот раз медленнее: «Бог наиболее прославлен в нас, когда мы наиболее удовлетворены в Нем». Я понимал каждое слово в предложении, но не мог понять, что они означают вместе. «Что значит быть удовлетворенным в Боге?», «Как мое удовлетворение соотносится со славой Божьей?» Эти идеи были настолько чужды мне, как будто строка была написана на арабском или исландском языках.
Это единственное предложение спровоцировало меня на борьбу с Божьей славой и моей радостью, а также с тем, как они соотносятся. Впервые я столкнулся с мыслью, что Богу небезразлична моя радость. И Он не только заботился о ней, но и стремился продвинуть, максимизировать и возбудить мое восхищение Им. Размышляя об этой возможности, я снова и снова находил ее в Библии — потому что она всегда была там. Вскоре это предложение радикально переориентировало мою жизнь сверху донизу.
Более двадцати лет назад я только поступил на первый курс колледжа, с распахнутыми глазами и «пушистым хвостом». Я был в пятистах милях от дома и горел желанием начать проявлять свою взрослую независимость. Выросший в верном христианском доме и церкви, проповедующей в основном Библию, я свел христианство к тому, что считал основным (по крайней мере, по мнению 17-летнего меня): долгу и правилам. Я знал, что должен повиноваться Божьим заповедям, и я знал, что не должен принимать безнравственность.
Конечно, меня учили гораздо большему, но мой подростковый разум сосредоточился на правилах и запретах. Ходи в церковь. Молись. Почитай Библию. Не занимайся прелюбодеянием. Не пей, не кури и не принимай наркотики. Не бесчести Бога — прославляй Его. Но прославление Бога было только обязанностью, а не удовольствием, как выполнение домашней работы или домашних обязанностей. Это было заповедано (1 Коринфянам 10:31) — и обременительно.
Но в течение этого первого года в колледже, в христианском братстве, лидер небольшой группы вручил мне экземпляр «Желая Бога» Джона Пайпера. До этого момента я не читал христианских книг. Я начал ее, но первая глава сбила меня с толку. Автор продолжал говорить о радости и восхищении Богом. Я никогда не думал, что мое счастье имеет значение для Бога.
Мог ли Иисус сделать меня счастливым?
Конечно, в моей семье мы говорили о том, чтобы повиноваться Богу — не нарушать Его заповеди и чтить Его своими действиями. Но мы не говорили о том, чтобы радоваться Богу. Мы говорили о том, чтобы взять свой крест и следовать за Иисусом по дороге страданий и боли. Мы говорили о том, чтобы отречься от себя, отложить дела плоти и бороться. Мы много говорили о труде и мало о благодати. Мы цитировали: «Совершайте свое собственное спасение со страхом и трепетом», но не заканчивали предложение: «Ибо Бог действует в вас, как желая, так и действуя по Своему благоволению» (Филиппийцам 2:12-13).
Итак, предложение «Бог наиболее прославлен в нас, когда мы наиболее удовлетворены в Нем» было похоже на то, чтобы показать мне пятиногую собаку или сухую воду. Этого не существовало в моей вселенной. Христианство истинно, поэтому я повинуюсь. Не имело значения, был ли я счастлив или несчастен в этом послушании.
В культурном плане такой подход имел большой смысл. Хорошие оценки, трудолюбие, сила воли, дисциплина и настойчивость были вбиты в меня с юных лет. В моей культурной среде, если вы получили пятерку с минусом за тест, в следующий раз вы усерднее работали, чтобы получить пятерку или пятерку с плюсом. Меня учили вкладывать столько времени и энергии, сколько требовалось для выполнения той или иной задачи. Не имело значения, нравилось мне это или нет. Если это было поручено, мне нужно было сделать это хорошо.
Тем не менее, это мышление было разрушительным, поскольку оно влилось в мои отношения с Иисусом, которые стали в основном транзакционными. Я читал Библию, надеясь на Божье благословение. Я избегал греха, чтобы не быть наказанным. И когда я совершал грех, мой мир рушился вокруг меня. Как мог бы Бог любить меня, не говоря уже о том, чтобы принять меня или простить, если бы я был распутным грешником?
Сокровище, спрятанное в поле
Эта перспектива, однако, сводила к минимуму Евангелие благодати Божьей. Ему не хватало убедительной мотивации для моего послушания. В нем не хватало сути. Постепенно я начал понимать, что Бог дает нам радость в повиновении Ему, Он доставляет нам удовольствие в поклонении, и Он удовлетворяет нас своей непоколебимой любовью и милосердием. Моя радость не несущественна, а скорее необходима для жизни, которая радует и прославляет Бога. Поэтому не просто нормально искать радость в Боге; важно, чтобы мы находили удовлетворение своей души в Иисусе. Или, говоря по-другому, «Бог наиболее прославлен в нас, когда мы наиболее удовлетворены в Нем». И поэтому мы боремся за радость в Иисусе.
Эта идея начала соскакивать со страниц Библии. Псалом 1, человек — это тот, чья радость в законе Господнем (Псалом 1:2). Заповеди Господа не обременительны, но животворящи (1 Иоанна 5:3). Бог — это тот, Кто открывает нам путь жизни; в Его присутствии мы испытываем полноту радости, и по правую руку от Него мы получаем удовольствия во веки веков (Псалом 16:11). Иисус сказал, что Царство Небесное подобно сокровищу, спрятанному в поле, которое человек обнаруживает, а затем продает все, что у него есть, чтобы получить его (Матфея 13:44).
И тот факт, что нам заповедано прославлять Бога, не умаляет награды за это. Сказать: «Ваша работа — прославлять Бога» — все равно, что сказать новобрачному мужу или жене: «Ваша работа — радоваться своему супругу». Это все равно, что приехать в долгожданный отпуск и услышать: «Твоя работа» расслабиться и получать удовольствие. Повеление прославлять Бога — это повеление радоваться в Нем, а повеление радоваться в Нем — это повеление прославлять Его. Рука об руку, одно дополняет другое.
Краткое изложение христианского гедонизма перешло от непонятного к понятному, а затем от понятного к чудесному. Моя жизнь изменилась навсегда.
Когда я сейчас проповедую Священные Писания как пастор, моя цель не в том, чтобы требовать послушания ради послушания. Мы не посылаем миссионеров в самые трудные места мира. Скорее, мы мотивируем людей высшими удовольствиями следования за Иисусом. Нет лучшего места, чем следовать за Иисусом, повиноваться Божьим заповедям и испытывать Его улыбку.
Иисус лучше. Знать, любить и быть любимым Иисусом лучше, чем меньшие удовольствия этого мира. Он лучше, чем бесконечно прокручивать болото социальных сетей. Радость в Иисусе лучше, чем незаконные удовольствия, химически вызванные кайфы и богатства, которые наш мир преподносит на блюде смерти. Послушание Иисусу, участие в Его церкви и отождествление себя с Его телом лучше, чем временные почести и принятие окружающих нас людей. Меньшие удовольствия меркнут по сравнению с растущим и большим удовольствием быть удовлетворенным в Боге. И чудо из чудес, это удовольствие прославляет Бога.
Когда мы приходим к Иисусу, мы получаем вечную радость, которая коренится в надежде, которая никогда не разочаровывает. Нам обещана вечная надежда, вечный дом, нетленное Царство, высшее наслаждение и вечная радость. Это реальность следования за Иисусом. Поймите непостижимо славную истину о том, что мы были созданы для того, чтобы обрести нашу высшую радость и удовлетворение в Иисусе. И когда мы радуемся Ему, Бог по праву прославляется, почитается и восхваляется.
Автор статьи — Стивен Ли, пастор церкви в Миннеаполисе, Миннесота