В 2001 году Армения отметила свое 1700-летие как первая христианская нация в мире. Если бы вы спросили членов Армянской Апостольской церкви сегодня о происхождении их церкви, они, скорее всего, ответили бы, что апостолы Фаддей и Варфоломей принесли Евангелие в Армению в середине первого века. Они также могут упомянуть о крупном событии, произошедшем в 301 году нашей эры. Услышав Евангелие от миссионера Григория Просветителя (около 240-332 гг.), царь Трдат (живший в 250-330 гг.) уверовал во Христа и принял крещение. Затем царь объявил свое королевство христианской нацией.
Отмеченная длительными страданиями, замечательными проявлениями Божьей силы и свидетельством в высших политических сферах, миссия Григория в конце III века в Армении может многому научить нас о миссии по всему миру сегодня.
Согласно армянскому историку Агафангел, Григорий Просветитель впервые прибыл из Малой Азии в конце III века, чтобы служить армянскому царю Трдату. Когда Григорий отказался приносить жертвы армянской богине, Трдат приказал пытать его, а затем бросил в тюрьму на тринадцать лет. Агафангел писал, что в те годы Трдат, его домочадцы и все его слуги были поражены демонами и смертельно болели. Отчаявшись, царь призвал заключенного в тюрьму Григория помолиться за них. Григорий так и сделал, и Бог ответил на его молитвы. Царь и его служащие были исцелены и избавлены от демонического гнета. Трдат вознаградил Григория, предоставив ему свободу проповедовать Евангелие по всей Армении. Затем, вместе с царским двором и армянской знатью, Трдат сам принял христианство и был крещен.
Сделав еще один шаг в своей новой вере, царь, пусть и наивно, объявил христианство национальной религией Армении в 301 году, приказав крестить около четырех миллионов армян. Чтобы показать эти события в историческом контексте, отметим, что обращение Трдата произошло за десять лет до обращения римского императора Константина (около 272-337 гг.) и его решения даровать мир церкви в своей империи. Трдат также почти на столетие опередил императора Феодосия I (347-395 гг.), который около 390 года сделал христианство официальной религией Римской империи. Хотя королевство Армения было относительно небольшим, действия царя Трдата положили начало преобразованиям на национальном уровне, которые продолжались на протяжении всего Средневековья.
Итак, какие уроки мы могли бы извлечь из миссии Григория?
Григорий сильно пострадал во время своей миссии. Прежде чем Бог использовал его свидетельство, чтобы завоевать нацию, Григорий томился в тюрьме тринадцать лет. Как и Даниил, Седрах, Мисах и Авденаго, Григорий столкнулся с трудностями, потому что отказался поклоняться ложному богу. Страдания за свою веру сыграли центральную роль в его терпеливом свидетельстве царю.
Божий народ всегда был страдающим народом. Иосиф, Даниил и особенно наш Господь Иисус пострадали в деле прославления имени Божьего среди народов. Лука рассказывает нам, что Ирод, стремясь преследовать церковь, убил «Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деяния 12:2). Описав Тимофею некоторые из своих собственных трудностей, связанных с проповедью Евангелия, Павел заключил: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2-е Тимофею 3:12).
Сегодня многие христиане по всему миру — пасторы, евангелисты и обычные христиане в таких местах, как Индия, Пакистан, Китай и Иран — ежедневно страдают за то, что следуют за Иисусом. В то время как мы на Западе молимся за страдающих верующих и выступаем за свободу вероисповедания по всему миру, мы не должны удивляться, когда сами также страдаем за Евангелие. Возможно, Богу будет угодно позволить нам сесть в тюрьму или пожертвовать своими жизнями, служа Ему. Мы можем потерять работу и место служения, нас могут уволить из-за нашей приверженности Евангелию. История Григория Просветителя напоминает нам о том, что страдания во время исполнения Божьей миссии — это часть нормальной христианской жизни.
В то время как рассказы об исцелении и освобождении могут бросить вызов нашему рациональному и научному мировоззрению (или, возможно, они вызывают сомнения из-за шарлатанов-целителей, которых мы знали или о которых слышали), встречи с силой и Божьим духом — обычное явление в Священном Писании и в истории миссий. Бог освободил Израиль из плена, совершив великий чудо — раздвинув Красное море. Даниил толковал сны вавилонских царей. Иисус исцелял больных, возвращал зрение слепым, избавлял людей от демонов и даже воскрешал мертвых. Сам Иисус был воскрешен из мертвых Божьей силой. Служение апостолов сопровождалось могущественными знамениями. Вознесенный Господь Иисус встретил Павла по дороге в Дамаск, проявив силу, которая побудила его принять Христа.
В сегодняшних миссиях мы, конечно, должны уделять особое внимание встрече с истиной. Мы провозглашаем Христа распятым, погребенным, воскресшим и вознесшимся на небеса, и мы приглашаем неверующих отвернуться от своих грехов и довериться Ему. В то же время власть, вероятно, является самой большой духовной преградой для народов Юга, поэтому миссионерам с Запада было бы неплохо уделять особое внимание этой проблеме в своей миссионерской теологии и практике. На Собрании в 1978 году некоторые христианские лидеры заявили:
«[Мы] говорили как о реальности сил зла, так и о необходимости продемонстрировать превосходство Иисуса над ними. Ибо преобразование предполагает столкновение с силой. Люди присягают на верность Христу, когда видят, что Его сила превосходит магию и демонизм, проклятия и благословения знахарей и недоброжелательность злых духов, и что Его спасение — это реальное освобождение от власти зла и смерти» (Отчет Уиллоубэнка).
Следуя за Григорием, молимся ли мы об исцелении и избавлении в наших служениях? Молимся ли мы о том, чтобы Бог избавил нас от лукавого, и чтобы Его Царство наступило среди нас?
Хотя некоторым людям XXI века общение Григория с политическими лидерами может показаться примечательным, следует помнить, что он просто подражал Даниилу, который, благодаря своей работе на посту правительственного администратора в Вавилоне и Персии, свидетельствовал царям и высокопоставленным чиновникам. Миссия Григория также напоминает более позднюю деятельность монахов-миссионеров, включая Августина Кентерберийского, который проповедовал Евангелие английскому королю Этельберту в 596 году, и Колумбу, который пользовался такой же благосклонностью пиктского короля Бридиуса в 635 году.
Большинство современных миссионеров по всему миру, особенно тех, кто служит в странах мусульманского мира, стараются держаться подальше от государственных органов и политических лидеров. Они хотят оставаться в тени. Иногда это может быть мудрым решением. Однако некоторые христиане и сегодня следуют примеру Григория, выстраивая отношения в сфере управления и политики.
Возьмем, к примеру, бывшего избранного американского чиновника, который наладил отношения с лидерами по всему миру. Хотя частью его работы является защита свободы вероисповедания, он также ведет изучение Библии в самых неожиданных местах мира. Или возьмем одного африканского пастора, который регулярно встречался с президентом своей страны для изучения Библии и молитвы. Президент нанял пастора в качестве близкого советника, чтобы тот помог ему разобраться в том, как применять Библейские принципы в государственных делах. Хотя ни один из этих людей не является миссионером в формальном смысле, оба понимали, что люди, занимающие высшие политические посты, все еще нуждаются в Евангелии Иисуса. Политическая сфера стала полем их миссии.
Примем ли мы, всемирная церковь, страдание, как нормальную часть нашего сегодняшнего свидетельства? Будем ли мы провозглашать благую весть о Христе, ожидая, что в то же время будет действовать Сам Бог, когда мы молимся и служим? Станем ли мы свидетелями всем народам и во всех сферах — среди бедных, богатых и даже тех, кто правит державами?
Автор статьи — Эдвард Л. Смизер, профессор Колумбийского международного университета