В послании к Евреям сказано о некоем «запинающем нас грехе» (Евреям 12:1), который сродни различным зависимостям. Не все греховные вещи уходят из жизни христианина при его покаянии, некоторые остаются надолго и отравляют настоящее. Почему так происходит? Во что именно зависимость пускает корни, и как с ней справиться? Возможно ли вовсе не грешить, живя на земле? Эти и другие вопросы мы задали пророку, пастору «Церкви Живых Камней» Авелю Попову.
– Авель, что подпитывает развитие зависимостей среди христиан, на Ваш взгляд?
– Зависимость всегда подразумевает нездоровое отношение к чему-либо, и это подпитывается «вакуумом» внутри человека. Он затягивает извне внутрь все то, что его окружает. Писание призывает, чтобы мы жили, отдавая вовне то, что у нас внутри. Река должна течь через каждого возрожденного христианина. А зависимость – это тот вакуум, который появился в результате пустоты в сердце, места, которое не заполнено Богом.
Начальным этапом зависимости является привязанность. Написано: «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Притчи 22:15). Поэтому Писание говорит: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (от Матфея 18:18).
Человек, как Мюнхгаузен, не может вытащить себя за волосы вместе с конем из болота. Если твои руки связаны сзади – ты развяжешь их сам. Поэтому здесь нужна помощь извне.
– Какая взаимосвязь существует между зависимостью и одержимостью? Связано ли это с психологическим нарушением или же с бесами?
– Зависимость, прежде всего, бывает психологическая, а потом физическая. Впоследствии она приводит к одержимости. Случаются, конечно, вторжения, инвазии, а бывает, человек постепенно входит в это.
Нам часто говорят, что настоящая опасность – это алкоголь, наркотики, курение. Да, не отрицаю. Но сейчас враг номер один – социальные сети. И эта зависимость еще хуже. В среднем, человек проводит там по 6,5 часов в день и, как я это называю, питается из «мусорного бака». А там, где мусор, – там и бесы.
Всем нам знакома евангельская история про гадаринского бесноватого (от Луки 8:26-39). Он живет во гробах, скован цепями, но обрывает их, не может справиться сам, бежит к Иисусу. Одержимость – это когда есть жгучая потребность, навязчивая идея, которую человек не в силах объяснить. Почему так происходит? Когда вам не могут назвать причину, это, как правило, означает, что вы столкнулись с одержимым.
Причиной могут быть объяснимые вещи: обида, непрощение, психологические травмы детства, отвержение. Тогда человек прячется в свою зависимость и создает псевдобога. Например, игромания, довольно распространена в христианстве. Человек создает свою виртуальную реальность, где он достигает каких-то успехов, наград, побед и определенного положения. Но при этом, его настоящая жизнь довольно незаурядна, и он создает себе псевдореальность.
Почему? Потому что внутри него образовался вакуум. Он не обрел свою идентичность в Боге и ищет ее в играх, порнографии или еще в чем-то. Но эти вещи не пройдут бесследно! Грех и зависимость всегда ранят человека. Раненный будет причинять боль другим, а обиженный – обижать.
– Почему молитвы раскаяния или об освобождении порой не помогают?
– Все помогает, если делать правильно. Но, как я говорю, – плоть не изгонишь, а беса не сделаешь учеником Иисуса Христа. Поэтому беса надо изгнать, а плоть должна стать учеником. С греческого «ученик» происходит от слова «дисциплина». Если человек не хочет дисциплинировать себя – значит, он любит грех. Один проповедник сказал: «Если вы любите свой грех и дружите с зависимостью, то знайте, что Бог поможет разобраться с вашими врагами, но друзей Он не тронет». Поэтому, когда ты что-то любишь, – небо не вмешивается.
Люди также могут заниматься подменой, если пытаются выбраться из зависимости с неправильными мотивами. А когда появляется тенденция «запинающего греха» (Евреям 12:1), который из раза в раз возвращается, то это может указывать на одержимость. Тогда нужна помощь извне. Сам себя человек не вытащит.
Очень важно иметь правильное учение оправдания. Это, конечно, ни в коем случае не означает, что ты делаешь все, что вздумается. По своим делам мы все во грехах, но нам вменена праведность Иисуса по вере. Писание говорит: «Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» (1-е Иоанна 3:7). Если человек грешит, то он не под благодатью: «Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак» (Римлянам 6:15).
Благодать – это не индульгенция и не лицензия на грех. Люди часто воспринимают ее, как незаслуженный дар. Это неверное определение. Как тогда Иисус был полон ею (от Иоанна 1:14)? Благодать – это сверхъестественная способность не грешить. Иисус был полон сверхъестественной способности не совершать грех. Потому что по закону человек считался блудником, если вошел в блуд. А в Новом Завете еще круче – если только подумал с вожделением.
Однако Бог дает способность даже не думать. Это все делает благодать. Павел говорит про свой труд во Христе: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1-е Коринфянам 15:10). Поэтому нам нужна благодать и правильное учение.
Если ты под виной и во грехах, то тебе надо найти компетентных и способных людей, чтобы развязать этот узел. Согласно Писанию, человек может освободиться без помощи извне, если он ухватится за три вещи: пребывание в Сыне (от Иоанна 8:36), в истине (от Иоанна 8:32) и Святом Духе (2-е Коринфянам 3:13). Эти три дисциплины развязывают и освобождают любого человека.
– Павел говорит: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим 8:1). Может ли христианин научиться жить исключительно по духу, и как этого достичь?
– Может! Это начинается с того, что человек проводит время с Духом Святым и поступает по Духу. То есть он уступает Ему, потому что плоть претендует на свое. Но почему бесы «цепляются» не к духу или душе, потому что дух наш запечатан (Ефесянам 1:13), душа спасена, а плоть еще не искуплена, потому что написано: «мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Римлянам 8:23). Поэтому в ней гнездятся болезни, зависимости, бесы.
С нами будет все хорошо, если мы пребываем во Христе Иисусе, а Он – в нас. На самом деле, когда человек увлечен жизнью Божьей, то с ним не случается никаких нездоровых отклонений, потому что в Писании сказано: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1-е Иоанна 4:4).
Если люди в плохом состоянии, то я рекомендую им читать минимум пять глав в день на «всплытие», и две плюсом – чтобы оставаться «на плаву». Если человек столько не читает, то обычно у него начинает формироваться вакуум. Также советую минимум 15 минут молиться на иных языках.
Проблема не в том, что мы грешим, – грехом работает кровь Иисуса; проблема в том, что мы этого хотим! Я не верю, когда мне говорят о непроизвольном грехе. Человек всегда планирует блуд, развод, обман и так далее.
Вопрос в том, как не хотеть грешить? Надо быть увлеченным Иисусом Христом. Когда у мужчины бракосочетание, он восхищен своей возлюбленной, не замечая других женщин. Если ты не с тем, какая разница, с кем? Если ты не в то время, какая разница, в какое? Итак, вам надо быть в правильное время, с правильными людьми и в правильном месте. Вот, что важно!
Когда вы на территории света, с вами перестают происходить странные неадекватные вещи. Но когда вы бродите неизвестно где, то я называю это так: кто ночует с собаками – просыпается с блохами. Часто люди набираются грехов от других: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1-е Коринфянам 15:33). На самом деле, то, что каждый из нас имеет на сегодняшний день – это сумма наших выборов!
Больше информации о выходе из зависимости, финансовой обремененности, об исцелении тела, души и взаимоотношений смотрите во втором дне Молитвенного Марафона Исцеления на нашем телеканале!