Мы призываем лидеров быть уверенными в себе, но начинаем сердится, когда они становятся высокомерными. В чем же разница? Словарь передает нам точное значение, «высокомерие» — это гордость, эгоизм и завышенная самооценка, в то время как «уверенность» — это состояние уверенности. Однако, когда высокомерная личность раздражает вас, вы не задумываетесь о деталях значения между уверенностью и высокомерием. Вы просто чувствуете это.
Пасторы должны проповедовать смело и вести себя уверенно. Основание Писания дает им такую уверенность. Но когда церковные лидеры начинают полагаться на свои собственные способности, растет высокомерие, особенно когда в это же время, возрастает церковь. Высокомерие — это катализатор для построения вашего собственного царства вместо Царства Божьего. Как вы можете заметить и предотвратить момент, когда уверенность переходит в высокомерие?
Постоянная оборона. У каждого лидера бывают моменты защиты. В конце концов, лидеры получают больше внимания—и, следовательно, больше обвинений—за принимаемые ими решения. И это правильно. Но когда по умолчанию реакция на критику становится оборонительной, есть основания для беспокойства. Постоянная оборона — это признак того, что церковный лидер слишком полагается на самого себя. А уверенность в себе — это один из столпов высокомерия.
Протекционизм (меркантилизм). Когда служение становится «моей территорией», высокомерные решения становятся привычными. Церковные лидеры должны делать все возможное, чтобы поддержать свое служение. Однако, когда церковные лидеры продвигают свое служение за счет других, это признак того, что уверенность превратилась в высокомерие. Церковное служение — это не игра с нулевой суммой, в которой выигрыш в одной области приходит за счет другой области. Хорошее служение и уверенные в себе лидеры — это сотрудничество и еще раз сотрудничество.
Имитация. Подражание другим зрелым лидерам является библейским, если цель этого подражания — уподобиться Христу. Подражание другим, чтобы отразить их успех — это высокомерие. Часто сравнивать себя с другими успешными церковными лидерами — это форма зависти к служению.
Использование интеллекта как оружие. Один из величайших советов, который я когда-либо получал, был дан мне тихим, но благочестивым членом комитета по кадрам: «Сэм, это хорошо, что ты любишь учиться, но никогда не используй свой интеллект в качестве оружия». Эти слова застряли у меня в памяти. Просто потому, что вы можете знать несколько больше фактов, чем другой человек, но это не дает вам права использовать их для унижения других. Только высокомерные лидеры используют свой интеллект, чтобы перелезть через своих последователей. Интеллектуальному элитизму нет места в церкви.
Самопродвижение. Это совершенно очевидно. Если все ваши примеры проповедей касаются вас, то у вас есть проблема с высокомерием. Если все ваши твиты о вас, то у вас есть проблема с высокомерием. Проблема высокомерных самопродвижений заключается в том, что они не осознают своей проблемы. Таким образом, возникает цикл высокомерия и саморекламы.
Смелость и уверенность — это библейские понятия. Высокомерие разрушительно. Различить разницу между уверенностью и высокомерием бывает очень трудно. Оборонительность, протекционизм, имитация, интеллектуальная элитарность и самореклама — все это основные предупреждающие признаки высокомерия.
Автор Сэм Райнер