Люди, которые учатся, но никогда не растут

Если вы выросли, посещая церковные молодежные лагеря и служения, вы определенно сможете вспомнить ребенка, который, казалось бы, совершал

Если вы выросли, посещая церковные молодежные лагеря и служения, вы определенно сможете вспомнить ребенка, который, казалось бы, совершал духовный прорыв каждое лето, только чтобы вскоре вернуться к своему прежнему образу жизни. Что бы он ни делал, ему не удавалось добиться прочного прогресса и стабильности. Может быть, вы и были тем самым ребенком, о котором я сейчас пишу.

В Послании к Евреям говорится об опасности не соответствовать тому, что мы знаем об истине. Автор пишет группе христиан, изо всех сил пытающихся продолжать следовать за Христом. Они, вероятно, чувствовали желание вернуться к своей прежней еврейской вере, особенно после того, как столкнулись с преследованиями за то, что не совершали. Таким образом, автор призывает их (и нас) продолжать следовать за Христом, обращать более пристальное внимание на то, чтобы не возвращаться к прежней жизни.

Когда автор увещевает, предостерегает и уговаривает, он останавливается на середине дискуссии, чтобы обратиться к чему-то серьезному, что мешает нам продолжать расти в вере. Убеждая своих читателей не возвращаться к Ветхому Завету — потому что, Иисус, принадлежащий к новому священническому сану, лучше всех первосвященников этого завета, — он внезапно делает паузу, чтобы сделать замечание о своих слушателях: они страдают от замедленного развития духовной жизни.

«О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы не способны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла»(Евреям 5:11-14).

Когда-то люди усвоили «основные принципы оракулов Божьих», что Ветхозаветные Писания указывают на Христа и исполняются в нем, — но теперь им нужен был кто-то, Кто снова научил бы их. Раньше они слушали, повиновались и признавали Иисуса Господом; теперь же они «притупили слух».

Ленивые Слушатели

Автор говорит, что то, чему он хочет их научить, трудно объяснить. Обратите внимание на причину, которую он приводит для этого. Это не потому, что учение трудно понять, и не потому, что это какая-то эзотерическая тайна, которую могут постичь лишь немногие просветленные, и даже совсем не потому, что он считает себя плохим учителем, или его аудитория интеллектуально неполноценная.

Диагноз, который он ставит, состоит в том, что они «притупили слух». Когда-то их «духовные уши» были в гармонии с разумом, а теперь нет. Это то, что происходило с ними в течение долгого времени. Слово, которое используется для обозначения тупого, является тем же самым словом, которое используется для вялого в следующей главе (Евреям 6:11-12). Они стали ленивы в своей способности слышать истину.

Говоря библейским языком, слышать — это не только слушать, но также понимать и повиноваться. Ранее в Послании к Евреям автор говорит об израильтянах, которые услышали слово Божье, но отпали и не унаследовали Землю обетованную. «Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евреям 4:2). Они слышали обетования Божьи, во всей их щедрой милости и благодати, и все же не устояли. Они слушали, но не продолжали повиноваться и отпали от своего Господа и Спасителя.

Переход от молока

Ленивое и вялое слушание приводило к задержке развития. Он говорит, что хотя к этому времени они должны были стать учителями, им все еще нужно было молоко вместо твердой пищи. На примере настоящего времени — они должны были соответственно своему возрасту окончить колледж, но им пришлось вернуться в начальную школу.

Важно отметить, что автор не преуменьшает необходимость молока, превознося достоинства твердой пищи. Диета, состоящая только из молока, подгузники и ползанье на четвереньках — эти вещи сами по себе не так уж плохи, во всяком случае, для ребенка. Что делает их плохими, так это фраза «к этому времени». Они больше не дети, и поэтому детское поведение — это повод для беспокойства.

Я помню, когда мой младший ребенок был младенцем. Мы праздновали все его маленькие поступки, начиная с ползания и заканчивая его первыми словами, которые он пробормотал. Но если бы моя дочь, которая на шесть лет старше, делала то же самое, мы бы даже этого не заметили, наоборот, мы бы серьезно обеспокоились. Точно так же автор Послания к Евреям обеспокоен тем, что народ, по-видимому, возвращается к духовному младенчеству. Он определяет это точнее далее в Послании к Евреям 6:1-2:

«Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном». 

Очень важно прояснить, что он здесь имеет в виду под «уходом». «Уход» не означает отказ от чего-то или резкое отречение. Это похоже на ученика начальной школы, который выучил алфавит: он не избавляется от алфавита и не выбрасывает тетради; буквы необходимы ему для передачи ценных знаний.

Будь то в искупительной истории или в нашей собственной духовной жизни, прогресс на пути к зрелости является кумулятивным. То же самое относится и к христианскому учению. Первые принципы являются основополагающими и существенными для каждой стадии развития. Начальное основание (Ветхий Завет) — это не точка остановки, а скорее трамплин к новому. Так и христианская жизнь не статична. Она прогрессирует, растет и созревает. А вот регрессия – это уже повод для беспокойства.

Как вырасти в Боге

Так, а как же быть нам? Большинство из нас не испытывают искушения вернуться к иудаизму отделяясь при этом от Христа, но многие, похоже, погрязли в застойной или даже регрессивной духовной жизни.

В Западной церкви мы слишком часто делаем ошибку, что духовная зрелость приходит от получения большего количества информации. Мы записываемся на библейские и богословские курсы, чтобы удовлетворить эту потребность. Хотя эти занятия могут многое предложить, они не обязательно решают проблему притупления слуха. Сами по себе они не продвигают вас к зрелости. Это не просто интеллектуальный или образовательный вопрос.

Автор говорит, что зрелыми являются «те, кто имеет свою способность различения, обученную постоянной практикой отличать добро от зла» (Евреям 5:14). Проблема не в недостатке знаний, а в недостатке практики. Через послушание мы достигаем зрелости, чтобы иметь возможность принимать твердую пищу. Путь к христианской зрелости — это не просто стать более образованным человеком, но стать также и более послушным.

Если Бог позволит

Практика тренирует нашу способность различать добро и зло. Подобно спортсмену, который развивает мышечную память, когда мы применяем Слово Божье на практике, мы тренируем наши мышцы веры, чтобы верить Богу и отвергать грех. Мы тренируем себя, вкушая и видя, что Бог действительно добр, когда мы следуем Его заповедям, и наша способность различения продолжает расти. Вот как выглядит взросление в христианской жизни.

Но мы не достигаем зрелости сами: «но только, если Бог позволит» (Евреям 6:3). Это напоминание всем нам о том, что эта работа зрелости зависит и направляется Богом. В конце концов, мы не можем просто тянуть себя за веревочки, чтобы стать зрелыми. Мы обращаемся к Богу в полном доверии и зависимости от Него.

Чувствуете ли вы, что имеете задержку в развитии, когда дело доходит до вашего духовного роста? Стремитесь ли вы к зрелости в своей вере? Если ваш ответ «да», обратитесь к Богу всем своим сердцем, душой, разумом и силой, и подчините всю свою жизнь Его слову — чтобы знать Его, любить Его, лелеять Его и жить Им.

Автор статьи — Афшин Зиафат


 

Источник 

Фото