Мы никогда не грешим бесплатно, у всего есть цена. И подсчет этой цены может сделать нас менее склонными следовать за нашими искушенными сердцами в духовную опасность.
Каноны Дорта XVII века описывают цену, которую мы платим за особо тяжкие грехи. Своим грехом мы «сильно оскорбляем Бога, заслуживаем смертного приговора, огорчаем Святого Духа, приостанавливаем осуществление веры, жестоко раним совесть и иногда на время теряем осознание благодати».
Авторы этой исповеди не сыплют соль на раны тех, кто пал, и они не смягчаются по отношению к благодати; наша статья начинается с подчеркивания богатого милосердия Бога. Размышления о многообразной цене греха могут предостеречь наши души от блуждания.
- Своим грехом мы «сильно оскорбляем Бога»
Да, Бог тоже умеет обижаться. Он не наблюдает за миром, как скучающий, незаинтересованный менеджер. Как Отец своих детей, Он вкладывается в нас; и Он глубоко заботится о том, как мы живем. С этим убеждением Иосиф напрочь отказал приглашению разделить свое ложе с женщиной другого мужчины: «как же я могу совершить это великое злодеяние и грех против Бога?» (Быт. 39:9). Верные дети будут ревностно сопротивляться оскорблению любящего Отца.
- Мы «заслужили смертный приговор»
Все грехи, но особенно возмутительные — вызывают в наших душах страшную весть: «А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10).
Когда мы грешим, мы болезненно осознаем Божий приговор. «Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4). «Возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Действительный грех Павла болезненно напомнил ему, что он жил в теле смерти (Рим. 7:24). По праву он должен был находиться в камере смертников, ожидая казни за свои преступления против Бога. Грех не отменяет Божьей благодати. Но это делает нас более сознательными в наших страданиях и отчаянной потребности в Его спасительной милости.
- Мы оскорбляем Святого Духа
Дух чувствителен ко греху, гораздо более чувствителен, чем мы. В Послании к Ефесянам 4:30 предостережение Павла против огорчения Духа не связано с тем, что большинство из нас назвали бы «отвратительными» грехами. Это нарушения речи и эмоций, такие как горечь, гнев и клевета. Мы ужасно огорчаем Его, когда оскверняем наше тело, Его дом, грехами, от которых Он спас нас.
- Своим грехом мы «приостанавливаем осуществление веры»
Иисус сказал своим ученикам, которые поддались своим страхам и обвинили Бога в том, что Он не заботится об их бедственном положении: «Неужели у вас все еще нет веры?» (Марка 4:35-41). Он не имел в виду, что они больше не рождены свыше или что они перестали быть связанными с Ним таинственным, созданным духом доверием. Он имел в виду, что их вера стала парализованной.
Грех не разрушает веру. Но это может сделать веру бессильной, заставляя нас чувствовать, что мы больше не можем доверять Богу, как будто Он больше не для нас.
- Мы «жестоко раним совесть»
Петр горько плакал, когда совесть уличила его в отречении от Иисуса (Луки 22:61-62). Несмотря на то, что Павел преследовал церковь до своего рождения свыше, он был постоянно травмирован своими ужасными преступлениями (1 Кор. 15:9).
Грех можно простить, но забыть его не всегда легко. Беспокойная совесть может быть даром, ведущим нас к покаянию и вере. Но грех также может притупить нашу совесть, делая нас менее чувствительными к убеждениям духа.
- Своим грехом мы «иногда на время теряем сознание благодати»
Преднамеренный грех — это сознательное отвержение благодати. Мы не должны удивляться, когда грех оставляет нас потерянными в страхе и сомнении, чувствуя, что мы были отвергнуты святым Богом. Иона буквально бежал от Бога, категорически отвергая Его святую волю. Когда Бог наказал его за ужасный грех, Иона сказал: «я был изгнан от Твоих глаз» (Иона 3:4).
Иона пытался бежать «от лица Господа» (Иона 1:3). Он был так решительно настроен не повиноваться Богу, что хотел, чтобы Бог отпустил его. Но когда эйфория его бунта рассеялась, он запаниковал. Бог больше не заботится о нем. Так же и в нашей жизни, Божья улыбка может скрыться за темным облаком нашего греха.
Все грехи, но особенно то, что каноны Дорта называют «чудовищными грехами», приносят боль. Этот факт отрезвит и укрепит духовно разумных людей.
Тем не менее, ужасные грехи, в которые мы «иногда … погружаемся» (5.4), не должны удерживать нас от Бога. Апостол Петр не мог представить себе худшего греха, чем тот, который он совершил против Иисуса — он яростно, настойчиво отрицал своего дорогого друга и Спасителя. Если бы грех мог лишить верующего возможности быть дитем Божьим, то грех Петра сделал бы это.
Но этого не произошло. Петр сознался в своем грехе. Он раскаялся. И Иисус возвратил его к своему служению (Иоанна 21:15-19). Когда вы начнете пожинать вихрь посеянного вами греха (Ос. 8:7), помните, что Бог милостив. Признайте свой грех и снова идите Божьим путем, веря, что Его отеческий лик снова воссияет над вами. Только не забывайте цену собственного греха.