Как принимать критику с достоинством

Поскольку каждый из нас имеет свои недостатки, каждый также может время от времени ожидать критики. Но в наши

Поскольку каждый из нас имеет свои недостатки, каждый также может время от времени ожидать критики. Но в наши дни тщательно рассчитанный, хорошо спланированный призыв может произвести эффект «клеветы» в социальном, культурном, профессиональном, конфессиональном или ином отношении.

Даже когда история, достижения и характер человека достойны похвалы, критическое слово может быстро свести все к одному, худшему моменту. Дурное известие даже не обязательно должно быть правдивым, чтобы погубить доброе имя человека. Это просто нужно рассказать кому-то, у кого есть аудитория. В мгновение ока голос очерненного человека замолкает, влияние теряется, а репутация разрушается.

В сегодняшнем суде общественного мнения, где ожидается, что люди могут быть отстранены за то, что придерживаются уникального взгляда на определенные вопросы, мы больше не можем предполагать, что нас будут считать невиновными, пока не будет доказана вина. Скорее, мы ожидаем, что нас будут считать виновными, пока не будет доказана невиновность, а к тому времени может быть уже слишком поздно.

Люди, служащие в церкви, иногда могут жить в этом страхе — быть оклеветанными. Как сказал один мой коллега, который был пастором почти 40 лет, «Если я взойду на кафедру или сцену, включу микрофон и скажу всего пять плохо сформулированных или неправильно понятых слов, это потенциально может разрушить все мое служение».

 

Максимально использовать критику

Я вообще не являюсь поклонником культуры «критиков». Но я пришел к пониманию того, как критика, даже несправедливая и недоброжелательная, может способствовать моему росту и близости со Христом. Как однажды напомнил мне Тим Келлер (после того, как кто-то исказил мои слова в попытке дискредитировать и очернить меня лично), даже неправильная критика может привести нас к близости со Христом. Этот процесс неинтересен, но он также может оказаться плодотворным. Подумайте над словами Тима:

Если критика исходит от кого-то, кто вас совсем не знает (и чаще всего это происходит в Интернете), вполне возможно, что критика совершенно необоснованно и глубоко ошибочна. Меня часто прибивают к позорному столбу не только за взгляды, которые у меня есть, но еще чаще за взгляды (и мотивы), которых я вообще не придерживаюсь. Когда это происходит, еще легче впасть в самодовольство и, возможно, поддаться искушению посмеяться над тем, насколько ошибочны ваши критики. Не делайте этого. Даже если в том, что говорит критик, нет ни малейшего зерна правды, вы не должны насмехаться над ними в своих мыслях. Во-первых, напомните себе о примерах ваших собственных ошибок, глупости и невежества в прошлом, когда вы действительно что-то делали не так. Во-вторых, молитесь за критика, чтобы он или она возрастали в благодати.

 

Борьба со свиньями

Несколько лет назад человек, посетивший нашу церковь, отметил меня в своем посте в Твиттере, указав на несколько вещей, которые, по его «скромному мнению», были неправильными в моей проповеди. Чувствуя себя защищающимся и раздраженным, я по глупости ответил собственной критикой вместе со стихом из Библии в оправдание. Затем этот человек опубликовал еще пять сообщений, обрушивая на меня критику, вырывая мои слова из контекста, вкладывая в мои уста слова, которых я не говорил, и, приписывая мне мотивы, которых у меня не было. Я ответил во второй раз, и это не помогло.

В этот момент мой давний друг, вдохновитель и наставник, пастор Скотти Смит, увидел этот обмен острыми высказываниями и быстро отправил мне текстовое сообщение: «Скотт, брат мой, ты забыл, что тебе не положено бороться со свиньями».

Сообщение Скотти не было задумано как оскорбление человека в Твиттере. Скорее, «Не боритесь со свиньями» — это еще один способ сказать, что, когда люди пытаются затеять драку или, похоже, настроены против вас, обычно лучше не вступать с ними в бой. Почему? Потому что, когда мы боремся со свиньями, мы сами рискуем стать упрямыми, и все заканчивают тем, что пачкаем свои лица грязью. Только свинья наслаждается этим опытом.

 

Взирая на Христа

Есть еще одна цена борьбы со свиньями. Когда мы наносим ответный удар в отместку вместо того, чтобы разрядить ситуацию мягким ответом, мы рискуем заставить себя отвергнуть любую критику, даже ту, которая на самом деле справедлива. Когда это происходит, мы играем роль жертвы-мученика, слушая искаженный голос самоправедности вместо того, чтобы успокоиться и откликнуться на праведность, которая свободно принадлежит нам во Христе.

Уверенные в праведности Христа, мы, в конечном счете, не стремимся угодить другим людям и не стремимся одержать верх над нашими критиками. Скорее, наша цель состоит в том, чтобы радовать Христа жизнью смирения, верности и любви. Наша цель состоит в том, чтобы проявлять такой характер и смирение, чтобы другим было трудно обвинять нас не ради нашей собственной славы, а во славу Христа. Хотя иногда бывает важно, чтобы репутация лидера защищалась от ложных, клеветнических заявлений (в идеале такая защита исходила бы от коллег-лидеров церкви), возмездие путем обливания грязью никогда не является хорошим вариантом.

Наша отправная точка в этом начинании, которое также является нашей конечной точкой, состоит в том, чтобы помнить, что сам Христос был оклеветан ради нас. Это было добровольно с Его стороны. Давайте же выразим благодарение Богу за Его непостижимую благодать.

 

Автор статьи — Скотт Солс, он служит старшим пастором пресвитерианской церкви Христа в Нэшвилле, штат Теннесси, и является автором пяти опубликованных книг, в том числе «Иисус за гранью».

 


 

Источник 

Фото