Хэллоуин: значение, история и христианское отношение к празднику

Каждый год 31 октября люди по всему миру, а особенно в Соединенных Штатах Америки празднуют Хэллоуин или канун

Каждый год 31 октября люди по всему миру, а особенно в Соединенных Штатах Америки празднуют Хэллоуин или канун Дня Всех Святых. Хэллоуин, как праздник, ориентирован на маленьких детей, которые любят создавать необычные костюмы, печь угощения, а также практиковать резьбу по тыкве, он стал вторым, по величине коммерчески отмечаемым праздником в Америке, собрав более 8 миллиардов долларов продаж.

 

Каково же происхождение и история Хэллоуина?

Корни Хэллоуина можно найти в древнем кельтском празднике Самайн (произносится как со-эн, что означает «конец лета»). Для кельтов, которые праздновали свой новый год 1 ноября, этот день ознаменовал окончание сбора урожая и начало зимы, конец света и начало тьмы, конец жизни и начало смерти. Кельтские жрецы, называемые друидами, разводили большие костры на вершинах холмов, вокруг которых собирались люди, и приносили в жертву кельтским богам урожай и животных в качестве благодарственного приношения за урожай тех лет и в качестве просьбы о милости в новом наступающем году. Некоторые предполагают, что на этих кострах также совершались человеческие жертвоприношения, но современные ученые считают, что это не так. Это рассматривалось как очень духовное время.

Также считается, что накануне Самайна грань между живыми и мертвыми становилась тонкой, и духам Потустороннего мира было позволено бродить по земле в течение этого дня, как духам умерших близких в течение предыдущего года, так и злым духам упырей и фей, стремящимся причинить вред и ущерб. Кельты, надеясь на визит своих умерших близких, накрывали для них место за столом и готовили пир. Они также выставляли угощения за пределами своего дома для блуждающих духов. Чтобы отогнать злых духов от своих домов, кельты, как известно, ставили резные тыквы (или репу) перед своими дверями. Если они выходили ночью, то надевали костюмы, чтобы, столкнувшись со злым духом, их самих приняли бы за злого духа. Тогда людям не грозило бы потерпеть урон от призраков.

 

Происхождение Дня всех Святых

К 43 году н. э. римляне успешно завоевали большую часть кельтских земель. В течение следующих 400 лет Самайн был объединен с двумя римскими праздниками: Фералией, днем, когда римляне поминали своих умерших, обычно в конце октября, и, во-вторых, Помоной, днем почитания римской богини фруктов и деревьев. В 609 году нашей эры. Папа Бонафис IV учредил католический праздник Дня всех мучеников в честь первых римских мучеников, и этот праздник был позже расширен папой Григорием III, чтобы включить всех святых. Он практикуется и сегодня 1 ноября, как День всех Святых. 2 ноября также отмечается как День всех Святых, главным образом, для того, чтобы почтить святых и помолиться за жизни недавно ушедших, которые еще не достигли небес. Существовали традиции звонить в колокола ради душ в чистилище; бедные люди, в основном дети, блуждали из дома в дом, и получали «пирожные с душой» в обмен на молитвы за умерших близких; люди даже носили костюмы, чтобы защитить себя от блуждающих душ умерших.

 

День реформации

Во времена протестантской реформации в 16 и 17 веках христиане отреагировали на католические святые дни, такие как День всех Святых.  Многие католические представления, такие как Чистилище, считались ошибочными. Чистилище получило свое название от идеи, что все еще остается какой-то грех или нечистота, которые необходимо очистить, прежде чем кого-то допустят на Небеса. Поэтому оно считается местом содержания душ, не совсем подходящих для рая, но не настолько плохих, чтобы они попадали в Ад. Протестантские христиане считали, что после смерти никакое количество молитв или индульгенций – платежей, сделанных от имени умерших близких, чтобы ускорить их пребывание в Чистилище, – не может помочь близкому человеку в этом состоянии. Вместо этого многие христиане-протестанты начали отмечать День Реформации, предоставляя различные варианты для людей, которые не хотели отмечать католический праздник. Некоторые одевались в библейских персонажей или самих реформаторов и использовали этот день как возможность собраться вместе, помолиться и поститься. Сегодня многие лютеранские церкви отмечают День Реформации традиционным красным цветом, который символизирует Святого Духа и Мучеников Святых. Традиционно поется гимн Мартина Лютера «Могучая крепость — наш Бог», и многие школьники ставят пьесы, воспроизводящие некоторые события из жизни Мартина Лютера.

Вы, возможно, думаете… Ого! Это большая история. Но значит ли это, что мы должны праздновать Хэллоуин или же нет?

 

  1. Некоторые христиане отвергают Хэллоуин.

Сегодня многие христиане смотрят на Хэллоуин как на языческий праздник, во время которого поклоняются дьяволу и прославляют зло. Они не хотят иметь ничего общего со злом и сделают все, что в их силах, чтобы оградить себя и своих детей от этого дьявольского праздника. Многие церкви заменили Хэллоуин осенними фестивалями, которые более подходят для семьи и обеспечивают более безопасную обстановку и веселую альтернативу трюкам или угощениям. Некоторые предпочитают вместо этого отмечать День Реформации, потому что считают, что Хэллоуин — это то, что должно быть отвергнуто как языческий праздник.

 

  1. Некоторые христиане принимают этот праздник, особенно в США.

Говорят, что Хэллоуин — это веселая, безобидная возможность для детей нарядиться, получить много конфет и хорошо провести время. Это время для милых украшений, вечеринок, резьбы по тыкве, смеха и удовольствия от того, чтобы поиграть или принять угощения со своими соседями. Хэллоуин для многих вообще стал нерелигиозным праздником, поэтому некоторые христиане не против ассимилироваться и присоединиться к этому празднику, не предавая ему серьезного значения.

Есть ли третий способ, которым христиане могли бы потенциально отреагировать? Можно ли исправить Хэллоуин?

 

  1. Некоторые христиане искупают этот праздник.

Если мы, как христиане, верим, что Иисус пришел искупить все, чтобы сделать все новым, мы должны ответить громким «Да»! Иисус говорит в Откровении 21:5: «Вот, Я создаю все новое». Но как? Иногда мы быстро выносим суждения или пропускаем вопрос, вместо того чтобы остановиться, чтобы исследовать и поговорить об этом.

Означает ли это, что зло где-то там, и пока мы закрываем наши двери и выключаем свет, зло будет держаться подальше? Если мы сможем взглянуть на Хэллоуин не как на «мы против них», а скорее, как на возможность взаимодействовать с окружающим сообществом, возможно, мы сможем подойти к празднику с большим состраданием и изяществом, а не осуждением.

Важно отметить некоторое сходство между древними кельтскими ритуалами и христианским наследием. Представленные в книге Левит 7:11-15, благодарственные приношения встречаются по всему Ветхому Завету, где Божий народ приносит жертвы в знак признания того, насколько Бог благословил их. Помните, как кельты клали резную репу перед своими дверями, чтобы злые духи проходили мимо них? Можете ли вы вспомнить историю из Ветхого Завета, которая напоминает вам об этом? Пасха. Представьте себе, если бы христиане, которые давным-давно вступили в контакт с кельтами, разделили бы некоторые сходства наших историй и указали бы им на Иисуса, что могло бы произойти с точки зрения принятия ими веры во Христа? В Деяниях 17:22 и далее Павел делает то же самое с греками в Афинах. Он говорит: «Я вижу, что вы очень религиозны» и «поэтому то, чему вы поклоняетесь как неизвестному, я возвещаю вам». Затем Павел продолжает рассказывать жителям Афин о Боге и о том, что Иисус сделал для них. Павел не боялся внешнего мира, но столкнулся с ним лицом к лицу, потому что Иисус победил мир (Иоанна 16:33).

Если мы быстро примем Хэллоуин в том виде, в каком он практикуется в настоящее время, мы можем не заботиться о наших ближних и не любить их. «Все дело в веселье и конфетах», поэтому мы ставим миску с дешевыми конфетами перед нашей дверью и идем помогать нашим детям приносить добычу! Как мы можем быть светом миру даже среди фонарей-домкратов? Мы можем привлечь наше сообщество!

Практикуйте гостеприимство! Проявите творческий подход — приготовьте пряный чай и тыквенный хлеб для взрослых, чтобы вы могли вовлечь своих соседей в приятный разговор о Боге. Протяни руку — Хэллоуин – это отличный «предлог», чтобы пойти в дома своих соседей и познакомиться с ними, дабы в это же воскресенье, пригласить их в церковь.

Будьте молитвенны и присутствуйте — просите Духа вести вас и дать вам мудрость.

Если ваша проницательность заставит вас воздержаться от участия или сосредоточиться на мероприятиях фестиваля урожая, замечательно. С другой стороны, если вы чувствуете себя вправе участвовать, Библия дает вам свободу мудро участвовать в жизни близких людей на миссии даже в Хэллоуин. Апостол Павел говорит нам, что «все дозволено, но не все полезно», и «пусть никто не ищет своего блага, но блага своего ближнего» (1 Коринфянам 10:23-33). В этой сложной теме Хэллоуина христиане должны проявлять проницательность и быть внимательными к тому, что Дух побуждает их делать.

 


 

Источник 

Фото