Как я могу почитать своих родителей?

Я очень люблю и уважаю своих родителей. Но не всем повезло с такими родителями, как у меня. И

Я очень люблю и уважаю своих родителей. Но не всем повезло с такими родителями, как у меня. И поэтому, к нам в редакцию подкаста пастора Джона Пайпера, частенько приходят вопросы от слушателей, связанные с почтением и уважением родителей. Для многих это становится все более и более загадочным. По мере взросления мы все яснее видим недостатки наших родителей. А в позднем подростковом возрасте при переходе во взрослую жизнь родительский авторитет меняется; он уменьшается. Отношения меняются. Все это приводит к различным вопросам, подобным этому: как мы можем почитать наших родителей, как написано в Библии, если не чувствуем уважения внутри? Вопрос был задан анонимно одним слушателем подкаста: «Пастор Джон, мой вопрос довольно прост: как я могу почитать своих родителей, если я их не уважаю?»

Да, я не думаю, что есть большая разница между понятиями «честь» и «уважение». Я думаю, что уважение чаще всего относится к нашей внутренней оценке чьего-либо характера или достижений, в то время как честь чаще относится к нашим различным проявлениям по отношению к ним в словах или поведении, которые выражают наше уважение.

Итак, я думаю, что настоящий вопрос заключается в следующем: как мы можем почитать или уважать родителей, которые без всякого раскаяния поступают бесчестно и достойны порицания? Вот в чем вопрос. Это очень важный вопрос, не только потому, что каждый христианин должен смириться с библейским повелением Иисуса в Евангелии от Матфея 19:19 «Почитай своего отца и мать» — даже несмотря на то, что у тысяч людей были родители, которые поступали бесчестно и достойно порицания, — но это также важный вопрос, потому что одна и та же проблема стоит перед всеми нами в отношении всех людей. В 1 Петра 2:17 говорится: «Почитайте всех» — не просто «почитайте своих родителей», но «почитайте всех людей» и «любите братство». И в мире есть ужасные люди, которые всю свою жизнь совершали отвратительные поступки и умерли, злобно ненавидя людей и отвергая Бога, и, казалось бы, в них нет ничего благородного.

 

Семь оснований для чести

Теперь о то, что я нашел наиболее полезным при обдумывании этого вопроса о том, как почитать бесчестных. В Новом Завете существует, по меньшей мере, семь оснований или причин для чествования кого-либо. И эти различные причины или основания для почитания людей регулярно требуют различных способов почитания людей. Если мы примем все это во внимание, некоторые из них будут относиться к почитанию родителей, которые вели себя недостойно или преступно, — и мы не собираемся искажать какие-либо формулировки. Итак, вот они — семь ордеров на почитание кого-либо в Новом Завете.

 

  1. Образ Божий

Во-первых, есть честь, которой люди обязаны просто потому, что они созданы по образу Божьему, и к ним следует относиться иначе, чем к животным. Например:

«мы благословляем нашего Господа и Отца, и этим мы проклинаем людей, которые созданы по подобию Божьему. Из одних и тех же уст исходят благословения и проклятия. Братья мои, этого не должно быть» (Иакова 3:9-10).

Другими словами, сам человек, созданный по образу и подобию Божьему должен вызывать у нас своего рода почет. Поэтому, когда мои ученики спрашивали меня: «Как вы почитаете растлителя малолетних, насильника, убийцу, лидера геноцида?», я даю один ответ: «Вы не стреляете в них, как в бродячего быка, который забодал вашего соседа» (Исход 21:28-32). Вы предоставляете им суд присяжных только потому, что они люди, а не животные. Это форма чести, даже если за судом последует казнь.

 

  1. Естественные отношения

Есть честь, которая просто обусловлена естественными отношениями, как их установил Бог. И здесь я думаю о «почитай своих отца и мать», потому что это естественные отношения, установленные Богом, и они обретают свою почетность благодаря Его порядку вещей, а не только из-за качества родителей. Или вы могли бы добавить к этому честь, которая обусловлена возрастом. Левит 19:32: «Ты должен встать перед седой головой и почтить лицо старца, и ты должен бояться своего Бога: ведь Я Господь».

 

  1. Богом установленная власть

Есть честь, которая приходит с Богом установленной властью. Теперь это перекликается со вторым пунктом. В светской сфере Петр говорит: «Почитайте императора» (1 Петра 2:17). В церкви Павел говорит в 1 Фессалоникийцам 5:12: «Уважайте тех, кто трудится среди вас и над вами в Господе». Другими словами, есть назначенная Богом власть в мире и назначенная Богом власть в церкви, и есть своего рода честь, которую мы должны проявлять только в силу ролей власти, которые назначил сам Бог.

 

  1. Ценный труд

Есть честь, которую люди должны получить из-за ценности их работы. В 1 Фессалоникийцам 5:13 Павел продолжает говорить, что в церкви мы должны «очень высоко ценить [наших руководителей] в любви из-за их работы». Другими словами, сама работа ценна и достойна нашего уважения.

 

  1. Служение

Интересно, что Павел смешивает любовь с честью, в 1 Послании к Фессалоникийцам, по отношению к церковным руководителям, которые хорошо выполняют свою работу. И мы снова встречаем стих 13: «Уважайте [ваших лидеров] очень высоко в любви из-за их служения». Другими словами, есть своего рода уважение, которое мы испытываем из-за нашей любви к тем, кто служит нам, а не только из-за качества их работы.

 

  1. Слабость

Есть честь, которая должна быть обращена в сторону слабости. Петр упоминает об этом в отношениях между мужьями и женами в 1 Петра 3:7: «Мужья, живите со своими женами с пониманием, проявляя почтение к женщине как к более слабому сосуду». Другими словами, во Христе ответом на слабость является не эксплуатация, не насмешки или оскорбления, а уважение.

 

  1. Христова Благодать

Это может быть самым важным в отношении того, что является отчетливо христианским. Существует своего рода честь, которая даруется свободно, без привязки к какому-либо качеству, положению, репутации, добродетели, званию или недостатку человека, которому оказана честь. Другими словами, существует способ почитания, который, так сказать, не отвечает на почетность, а дарует ее. Он относится к человеку как к почетному, как к достойному нашего служения, потому что мы даем ему это.

Павел укореняет этот способ почитания людей в жертвенном воплощении и жертве Христа на кресте.

Не делайте ничего из эгоистичных амбиций или тщеславия, но в смирении считайте других более значимыми, чем вы сами…(к Филиппийцам 2:3, 5-7).

Таким образом, существует своего рода почитание, которое мы свободно и милостиво оказываем недостойным. Мы относимся к ним лучше, чем они того заслуживают. Мы занимаем по отношению к ним положение слуг. И таким образом, в некотором смысле мы превозносим их, как будто они достойны того, чтобы им служили. И таким образом, мы даруем им своего рода свободную честь, которая называется благодатью, так, как Христос поступил с нами, как Его жертва изливается на нас — честь, как если бы мы были благородны, когда это не так.

 

Кому принадлежит честь

Ни одна из этих семи причин почитания людей и ни один из этих способов почитания людей не заставляет нас лицемерно думать, что другие достойны уважения, когда они бесчестны, или похвалы, когда они достойны порицания. Библия не просит нас жить во лжи.

Итак, вкратце,

  • некоторые акты почитания других обусловлены образом Божьим,
  • некоторые — естественными человеческими отношениями, которые установил Бог,
  • некоторые — структурами власти, которые создал Бог,
  • некоторые — ценностью работы, которую выполняют другие,
  • некоторые — отношениями любви, которые у нас есть,
  • некоторые — слабостью человека.

 

И среди этих семи, я бы сказал, по крайней мере, четыре, а возможно, и целых шесть, относятся к родителям, которые на каком-то уровне вели бесчестный образ жизни.

 


 

Источник