Можете ли Вы простить своих родителей?

Если у вас напряженные или испорченные отношения с родителями (даже умершими), как вы можете простить их за их

Если у вас напряженные или испорченные отношения с родителями (даже умершими), как вы можете простить их за их греховные недостатки? Как вы можете научиться смотреть на них сквозь призму милосердия?

У меня были напряженные отношения с моим отцом (который умер в 1984 году), и за последние несколько лет я медленно продвигался к пониманию, милосердию и прощению. Поэтому позвольте мне попытаться ответить на эти два вопроса, поделившись некоторыми частями моей истории.

Моя история жизни уникальна, как и у всех людей на планете. Но, возможно по мере того, как вы будете обдумывать путь, по которому Бог вел меня, ваши собственные следующие шаги станут более ясными.

 

Как я могу простить?

Давайте начнем с вопроса о прощении. Легче прощать, когда мы можем видеть некоторые преимущества, которые принес плохой опыт. Поскольку мой отец не издевался надо мной и не причинял мне вреда так, как мы иногда читаем в газетах,  другие сталкиваются с подобным,  я, в конце концов, понял, что недостатки моего отца на самом деле облегчили мою жизнь тремя способами: легче чувствовать себя успешным, легче делать то, что я хотел, и легче, по Божьей благодати, исповедовать Христа.

 

Хорошее от плохого

Мне было легче чувствовать себя успешным, потому что, пока я рос, моя мать постоянно унижала моего отца, по сути, называя его ленивым неудачником. Это было несправедливо: он стабильно работал в течение сорока лет, не напивался и не бил ее, но он также был неуспевающим выпускником Гарварда. Она не уважала его, потому что он не получил того уважения, которого, по ее мнению, заслуживал.

На днях, спустя полвека после просмотра в театре, я транслировал «Историю любви», действие которой происходило в Гарварде. У успешного студента-спортсмена были крайне напряженные отношения со своим отцом, элитным юристом, который участвовал в Олимпийских играх 1928 года. Сын, который называл своего отца «сэр», ставит перед собой высокую планку и чувствует, что он никогда не сможет оправдать ожидания сэра. Я же мог чувствовать себя успешным, перепрыгивая через низкую планку самооценки.

Мой отец не отсутствовал, но он был отстранен. В результате я в некотором смысле пострадал, но я также обрел независимость, не особо заботясь о том, что думает мой отец. Я оставил иудаизм в четырнадцать лет, не беспокоясь о его неодобрении. Позже я мог рассказать ему о своем приходе к вере во Христа и о моем предстоящем браке с не еврейкой, не беспокоясь о его неодобрении.

Я верю, что у меня хватило бы мужества и здравого смысла жениться на Сьюзен, несмотря ни на что, но несколько евреев, у которых были хорошие отношения с отцами, в такие моменты окаменели. Иисус привлек много людей, но они продолжают дергать за веревку — или, по крайней мере, скрывают свое изменившееся мышление, чтобы не расстраивать родителей. Это неразумно, поскольку Иисус провозгласил свое еврейство, сказав, что Он Христос. В любом случае, у меня никогда не было такой проблемы.

 

Невидимые жертвы

Прощение в христианстве, конечно, означает нечто большее, чем смягчение обиды: оно предполагает жертву. Бог прощает нас благодаря высшему проявлению любви Христа. Знаменитая фраза из «Истории любви» гласит: «любить — значит никогда не извиняться», но я по-настоящему люблю своего отца, только пожертвовав своей гордостью и сожалея о том, что никогда не благодарил его за все, что он для меня сделал.

Его дар начался, конечно, с того, что он дал мне жизнь, и продолжился его материальным обеспечением меня на протяжении некоторого периода жизни. Я смог окончить дорогой колледж почти без долгов. У моего отца не было машины до тридцати лет, но я вырос с водительскими правами, и мне не нужно было за них платить. Он вырос в бедности во время Великой депрессии, но позаботился о том, чтобы у его семьи был дом, и мы никогда не голодали.

Однако неосязаемые вещи теперь стали для меня более ощутимыми. Мое исследование его опыта позволяет мне на 80 процентов быть уверенным, что в подростковом возрасте он столкнулся с антисемитизмом. Он никогда не говорил мне об этом. Я на 90 процентов уверен, что сразу после Второй мировой войны он видел концентрационные лагеря, работая переводчиком и экспедитором для выживших и беженцев. Но он никогда не говорил об этом.

Что было бы, если бы, когда я рос, мой отец поделился со мной ужасными подробностями, которую, он почти наверняка, видел, подметая руины Третьего рейха? Что, если бы он рассказал мне, как некоторые из моих прадедушек и прабабушек, вероятно, получили пули в лоб от нацистских солдат и коллаборационистов?

Как я писал в книге «Плач по отцу», опубликованной ранее в этом году, я вырос без осознания антисемитизма. Что, если бы мой отец внушил мне мысль, что весь мир против меня? В течение десятилетия в конце 1960-х и начале 1970-х годов я серьезно сбивался с пути, но сохранял общий оптимизм, не омраченный кошмарами об ужасах Холокоста. Я сожалею, что, будучи взрослым, не стал больше настаивать на том, чтобы мой отец получил информацию о своем прошлом, но теперь я вижу метод в его скрытности.

Я подозреваю, что мой отец, как детектив по расследованию убийств, который не рассказывает своей жене о том, что он видел в тот день, также избавил мою мать от конкретных деталей. Как часто сообщали нам телешоу о законе и порядке, что человеку, который психологически изолирует себя, приходится расплачиваться, чтобы не допустить распространения вируса пессимизма. Мой отец был враждебен христианству и его центральной теме высшей жертвы ради других, но он действительно жертвовал — и я запоздало благодарю его за это.

 

Как я могу проявить благодать?

Чтобы ответить на второй вопрос: это значит смотреть сквозь призму милосердия? Если мы говорим по-светски: «Дай мне благодать», мы имеем в виду: «Пойми, через что я прохожу». Я могу себе представить, какой это был удар, когда мой отец сменил свою теологию на приемлемую в Гарварде, но его выгнали из аспирантуры Гарварда, когда он не вписался в общество. Я могу себе представить, каково было видеть еврейские трупы, сложенные, как бревна, в Германии. Я могу себе представить, каково это — испытывать глубокое неуважение со стороны жены, а затем неуважение со стороны его сыновей. Это три сильнейших удара, так что неудивительно, что он нанес ответный удар.

Понимание также может означать видение параллелей. Мой дедушка, вероятно, разочаровал своего отца, уехав в Америку и больше никогда его не увидев. Мой отец разочаровал моего деда, оставив ортодоксальный иудаизм и приняв еврейский реконструкционизм, который подобен фундаменталисту, присоединившемуся к сегодняшней Епископальной церкви. Я разочаровал своего отца, уверовав во Христа. Мои исследования прошлого помогли мне понять, что я семейный традиционалист.

Как же тогда я должен реагировать? Психиатр Абрахам Тверски сказал: «Людям нужны четыре вещи: воздух, еда, питье и кто-то, кого можно обвинить» (цитируется по Прагеру, Рациональная Библия: Бытие, 53). Люди, обиженные на отсутствующих отцов, склонны думать о них как о фигурах, а не как о сложных людях, поэтому исследование жизни моего отца раскрывает его сущность. Это может вывести из игры обвинений и создать возможность для хороших отношений, если отец жив, и большего понимания, если его нет. Несмотря ни на что, Бог повелевает нам почитать наших отцов и матерей ради них и ради нас самих. Это единственная заповедь, которая прилагается к подарочному сертификату: соблюдайте ее, чтобы «продлились дни ваши на земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам» (Исход 20:12; см. также Ефесянам 6:2).

Опять же, мне было легко: мой отец был отстраненным, а не дьявольским. В любом случае, нам нужно осознать, что все мы терпим неудачу — по-разному и в разной степени, да, но все без исключения. Отцы часто стремятся сделать для своих детей лучшее, чем их отцы делали для них, часто давая им то, что они хотели получить, но не получили, — но дети могут хотеть чего-то другого, отличного от того, что дают отцы. Путь к воссоединению начинается с осознания того, что все мы грешники и что мы не должны осуждать, чтобы не быть осужденными (Луки 6:37).

Так что я, безусловно, могу простить своему отцу его грехи и надеюсь, что другие простят мои. Теперь я могу смотреть на моего отца через милосердные линзы только потому, что Бог дал мне очки, и потому, что Бог в своей бесконечной милости смотрит на меня милостиво. В противном случае мы просто передаем первородный грех в нашей естественной убогости. На первый взгляд, железная цепь связывает поколение с поколением. И все же иногда, с Божьей милостью и милосердием, эта железная цепь становится легко разрываемой цепочкой из ромашек.

Те, кто видит чудесный переход, радостно восклицают, как это сделал апостол Павел: «Несчастный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти? Благодарение Богу через Иисуса Христа, Господа нашего!» (Римлянам 7:24-25). Когда у нас есть вера в Бога, мы можем прямо взглянуть на свой собственный грех, потому что ничто не является неожиданностью для Бога. Мы узнаем, что мы хуже, чем мы себе представляли, но любимы больше, чем мы могли надеяться.

Я люблю своего отца, который был ранен — как и моя мать, как и ее отец, как и все остальные. Но ни одна рана не является слишком глубокой, чтобы Христос не мог ее исцелить.

 

Автор статьи — Марвин Оласка, главный редактор журнала «Мир»

 


 

Источник 

Фото