Почему Пасторам самим необходим лидер

Первый среди равных. В доспехах церковной политики эта фраза, происходящая от латинского «primus inter pares» и используемая для

Первый среди равных. В доспехах церковной политики эта фраза, происходящая от латинского «primus inter pares» и используемая для описания руководителя местной церкви или старшего пастора, затрагивает уязвимое место. В конце концов, если кто-то первый, то мы, конечно, не равны. Просто это так не соответствует нашему нынешнему климату, как будто ведущие пасторы однажды утром проснутся на неправильной стороне истории.

Но что, если я скажу вам, что эта роль отражает принцип, который может обозначить разницу между долгом и удовольствием для команды церковных руководителей? Чтобы церковное руководство процветало, необходимо руководить множеством старейшин.

 

Старейшинам нужен Лидер

На протяжении всей Библии, когда Бог решает исполнить свою волю на земле — когда Он открывает свои искупительные цели, предсказывает будущее или освобождает свой народ от рабства — Он начинает с лидера. Ветхий Завет предлагает список имен, которые напоминают нам о регулярном использовании Богом одного имени для влияния на многих — Ной, Авраам, Моисей, Давид, Неемия, Иеремия, и это лишь некоторые из них.

Во времена Нового Завета Христос избрал двенадцать (Луки 6:12-16), но Петр был лидером среди них. Ранняя церковь обладала аналогичным множеством лидеров, но, похоже, Иаков играл уникальную роль и оказывал влияние в качестве ключевого лидера Иерусалимской общины (Деяния 15:13; 21:18; 1 Коринфянам 15:7; Галатам 1:19; 2:12). То же самое верно и сегодня в церкви. Старейшинам, как организму, необходим лидер.

Теперь я почти слышу, как вы говорите: «Где в Библии есть какое-либо упоминание о ведущем или старшем пасторе?» Вы правы. Нет ни одного четкого библейского стиха, который бы убедительно доказывал, что множество людей должно назначать ведущего пастора. Но существует широкий образец порядка — прекрасная картина лидерства, которая простирается от первых страниц Священного Писания до последних слов Откровения.

Необходимость первого среди равных в человеческой экономике созвучна (хотя и не эквивалентна) тому, как Сын подчиняется своему Отцу в воплощении (Филиппийцам 2:5-11), а также в порядке, который Бог устанавливает в доме (Ефесянам 5:21-33). Лидерство не является следствием грехопадения, но представляет собой благой замысел Бога для процветания человека в хорошо организованном мире.

 

Перспектива девятнадцатого века

Еще в середине девятнадцатого века профессор Южного баптизма Уильям Уильямс (1804-1885) предложил краткий исторический обзор того, как развивалась роль «первого среди равных» (с цитатами историка Эдварда Гиббона):

«Отсутствие единства действий между различными пресвитерами [старейшинами] одной и той же церкви, когда все они обладали равными полномочиями, и порядок публичных обсуждений, требующий, чтобы кто-то наделялся, по крайней мере, полномочиями собирать мнения и выполнять резолюции… церкви, привели к назначению одного из их числа постоянным лидером. Титул епископа, который применялся ко всем старейшинам, через некоторое время стал применяться исключительно к старейшине, как его все еще называет Юстин в середине второго века, просто чтобы отличить его от равных ему старейшин. Он не был выше их, а только «первым среди равных» (Политика, 532).

Уильямс дает нам несколько драгоценных мыслей в этом небольшом абзаце. Он говорит нам как о том, чем не является primus inter pares («первый среди равных»), так и о том, что это такое.

Он не из тех, кто командует и контролирует.

В наши дни христианские лидеры часто черпают свою модель лидерства из источников за пределами Библии. Не поймите меня неправильно — полезно смотреть обширно. Вы должны читать, чтобы руководить. Но литература и практика церковного руководства часто в значительной степени заимствуются из делового мира, который, в свою очередь, свободно заимствует у военных.

В вооруженных силах, особенно во время войны, командование и контроль являются необходимостью. Никогда не стоит останавливаться и задавать вопросы своему командиру, когда вы наступаете. У моего сына было шесть командировок в армию, несколько из них в горячих точках. Когда он был там, я бы не хотел, чтобы его старший офицер остановился и собрал группу для какого-то сотрудничества в середине нападения. Когда вы поднимаетесь на холм, необходима централизованная структура управления сверху вниз. В военное время вам нужен командир, который заставляет подчиняться и дисциплинирует. Пожалейте бедный взвод с лидером, который просто «смотрит на чувства и выполняет резолюции» группы.

Но мы не можем импортировать модель командно-контрольного руководства в старейшинство местной церкви, где культура (а также средства служения) должны определяться Писанием и плодами Духа. Что бы ни означало «первый среди равных», это не означает абсолютного правителя над командой. Как говорит Уильямс, «он не был выше их».

На самом деле, это опасно, когда пастора выстраивают свое видение лидерства вокруг слова «первый среди равных» — когда мнение ведущего пастора на первом месте, его предпочтения на первом месте, его чувствительность на первом месте, его права на первом месте. Командная культура часто порождает привилегии знаменитостей и экосистемы лидерства, основанные на силе и авторитете. Для множества людей, церковного персонала или прихожан это звучит как караоке на похоронах — ошибочно и безнадежно неуместно.

Лидеры могут поддаться искушению, отодвинуть благочестивый характер и смиренное служение на второй план, обрекая коллег по команде на культуру, основанную на страхе и небезопасности. Когда это происходит, ребята знают, что они служат в угоду старшему руководителю, чья повестка дня определяет направление и чья точка зрения диктует реальность. Неудивительно, что текучесть кадров является обычным явлением; члены команды уходят, потому что высшее руководство больше не терпимо. Или, что еще хуже, больше не уважаемо.

В нашей циничной культуре поддерживать плюрализм гораздо легче, чем лидера, который чувствует себя призванным руководить. Люди любят демократию, равноправие, взаимозаменяемость и подотчетность. Эта модель, кажется чрезвычайно просвещенной, удивительно справедливой.

С одной стороны, ведущий пастор выступает за мнение и участие команды в целом. Как замечает Уильямс, он должен «собирать мнения» старейшин, что требует внимательного слушания, поскольку он запрашивает их советы, понимает их мышление и полагается на их дары.

С другой стороны, множество старейшин создает пространство для того, чтобы старший действительно использовал свои дары для руководства. И снова Уильямс вносит ясность. Он говорит нам, что «первый среди равных» наделен полномочиями «исполнять решения церкви». Это означает, что старейшины предоставляют старшему лидеру свободу действий и подчиненность, чтобы упорядочивать и направлять их усилия.

Как однажды сказал Энди Крауч: «Подумайте о симфоническом дирижере!» Руководство старшего пастора не принуждает к действию, а направляет умелых людей, чьи дары необходимо организовать, расставить по приоритетам и объединить для создания великолепной музыки. Результатом является прекрасное сочетание лидерства и командной работы, когда старейшины по-прежнему ревнуют к тому, чтобы руководить старшим лидером, а ведущий пастор знает, что ему нужны дары и единство всей команды, чтобы церковь процветала. Почему это так важно? Чтобы церковное руководство процветало, необходимо руководить множеством старейшин.

 

Автор статьи — Дейв Харви


 

Источник 

Фото