Помогает ли христианский гедонизм нам понять Библию? То есть помогает ли нам акцент на возвеличивании ценности Иисуса, восхищаясь Им превыше всего остального, познать «тайны Царства» (Матфея 13:11)? Я верю, что это так, и Матфея 13 глава — отличный пример того, почему я так утверждаю.
13-я глава Евангелия от Матфея — это глава «Притчей». В ней Иисус приводит семь публичных притч (для толпы), три частных объяснения (для своих учеников) и два удивительных утверждения о цели притч. И посреди всего этого Он также дает нам два поразительных урока о радости в Боге. Что такое радость в Боге — и чем она не является? И как мы отличаем истинную радость от ложной?
Что открывают или скрывают Притчи
Семь притч легко разделить на четыре группы:
— Притча о том, как мы слышим слово (сеятель и почва, Матфея 13:3-9)
— Две притчи о смешении хорошего и плохого в этом веке и их разделении в конце века (сорняки, Матфея 13:24-30; сеть, Матфея 13:47-50)
— Две притчи о медленном, но уверенном росте царства (горчичное зерно, Матфея 13:31-32; закваска, Матфея 13:33)
— Две притчи о ценности Царства (сокровище в поле, Матфея 13:44; драгоценная жемчужина, Матфея 13:45)
Цель этих притч, говорит Иисус, состоит как в том, чтобы открыть, так и в том, чтобы скрыть их смысл. Притчи разделяют аудиторию Иисуса. Некоторые познают тайны Царства (Матфея 13:11), но другие этого не делают. У одних есть глаза, которые видят, и уши, которые слышат; другие же смотрят, но не видят, и слушают, но не слышат. То есть некоторые действительно понимают, что говорит Иисус, а некоторые нет. Для последних притчи — это форма осуждения, дальнейшее умерщвление и без того тупых сердец (Матфея 13:15).
Таким образом, ключевым вопросом в этой главе является понимание. Когда мы слышим притчи, действительно ли мы их понимаем? Или наши сердца остаются ожесточенными и тупыми? И когда мы пытаемся понять их, какое значение имеет христианский гедонизм, если таковое вообще имеет место быть?
Когда христианский гедонист читает Евангелие от Матфея 13 главу, он, естественно, замечает слово радость. Оно встречается дважды, один раз в стихе 20 и один раз в стихе 44. Это два из шести общих употреблений слова радость (греческое слово «чара») в Евангелии от Матфея. Итак, открывает ли размышление о месте радости в этих конкретных притчах что-нибудь существенное?
Одно из употреблений слова «радость», вероятно, вам знакомо. «Еще: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то» (Матфея 13:44). Смысл ясен: наша радость по поводу обретения высшего сокровища побуждает нас с радостью продать все, чтобы заполучить это сокровище. То, чем мы готовы с радостью пожертвовать, — это мера нашего сокровища, и в данном случае это было все.
Другое употребление слова «радость» встречается в Евангелии от Матфея 13:20. Здесь Иисус объясняет притчу о сеятеле и четырех почвах. Первая почва — это дорога, и птицы пожирают семя до того, как оно пустит корни. Вторая почва — каменистая почва; семя посажено, но не имеет глубоких корней и поэтому засыхает под палящим зноем. На третьей почве есть шипы, которые душат жизнь растения. И четвертая почва — это благородная почва, которая дает изобилие плодов.
Теперь, учитывая, как радость используется в стихе 44, мы могли бы ожидать, что радость будет ассоциироваться с четвертой плодородной почвой. Принимать слово с радостью должно означать, что мы принесем плод для вечной жизни, верно? Но вместо этого мы с удивлением обнаруживаем, что это вторая почва, которая «слышит слово и сразу же принимает его с радостью». Эта радость, однако, оказывается лишь вспышкой на сковороде; радостный получатель не имеет корня в себе и поэтому отпадает, когда приходят испытания и преследования.
Эта притча представляет другой взгляд на радость. Мы узнаем, что принятие слова с радостью не гарантирует, что Бог будет доволен или прославлен. В этом случае присутствие радости оказывается не мерой сокровища, а мелким и мимолетным миражом.
Две разные радости
Представьте двух мужчин. Один человек продал все, что у него было. Другой получил слово.
Одного похвалят, а другого осудят. У одного будет вечная радость; другой обнаружит, что плачет и скрежещет зубами во внешней тьме. И все же в этот момент в каждой истории их лица выглядят одинаково. Они оба сияют от радости — один, когда он получает слово, другой, когда он продает все, что у него есть.
Теперь новый христианский гедонист может быть озадачен. Он ожидал, что присутствие радости в сердце все изменит. Получать слово с радостью и продавать все с радостью — это одно и то же, не так ли? И все же Иисус различает их в своих притчах. И поэтому мы должны продвигаться дальше и видеть больше, что мы еще не видели, чтобы понять тайны Его Царства.
Радость, о которой мы все мечтаем
Чему мы должны научиться из сопоставления радости в этих двух притчах?
Несмотря на то, что радость можно найти среди пшеницы и плевел, их все еще можно отличить. Здесь могут помочь притчи о медленном, но уверенном росте Царства. Радость, к которой мы стремимся, подобна горчичному зерну: оно может начинаться с малого, но вырастает в большое дерево. Это похоже на закваску в тесте, которая проникает во всю буханку. Таким образом, в поисках радости мы ищем не просто моментальный снимок; мы ищем растущее и все более распространяющееся чувство радости в Царстве.
Христианский гедонист также, однако, отмечает, что ключевое различие между радостью Искателя Сокровищ и радостью Царской Земли заключается в реакции на испытания и невзгоды.
Испытания доказывают нашу радость
Испытания раскрывают качество нашей радости. В поисках радости мы стремимся к высшей радости в Боге, которая переносит трудности и страдания.
Две притчи о радости ясно выражают важность испытаний; они просто размещают испытания в разных точках. Искатель сокровищ сталкивается со своим испытанием в самом начале. Он находит сокровище и должен решить, оставить ли его зарытым в поле или продать все, чтобы купить поле, а вместе с ним и сокровище. И он проходит испытание. Потеря его имущества — ничто по сравнению с той ценностью, которую он придает сокровищу. Корни его радости уходят глубоко, и поэтому он с радостью отпускает добро, чтобы обрести его.
Другой же, сталкивается со своим испытанием после того, как с радостью получает слово. Палящий зной проверяет глубину его корней. Его радость не распространяется. Его радость поверхностна, и ее поверхностность становится очевидной, когда приходят испытания и конфликты. Он отказывается от слова Царства, чтобы сохранить свое имущество и родню.
Проговорив притчи и дав свои личные объяснения, Иисус спрашивает своих учеников: «Поняли ли вы?» (Матфея 13:51). Сегодня, друзья, Он задает нам тот же вопрос. Постигли ли мы тайны царства? Смотря, действительно ли мы видели? Слушая, действительно ли мы слышали?
Сосредоточив внимание на присутствии и сопоставлении радости в этих притчах, мы увидели больше. Мы можем извлечь из нашего сокровища то, что ново, и то, что старо (Матфея 13:52).
Присутствие радости — это мера нашего сокровища, а качество нашей радости проверяется страданием.
Это не просто академические вопросы. Мы можем интеллектуально понять смысл притч, но нам все еще не хватает истинного понимания. Мы можем видеть суть и все равно упускать главное.
Настоящее испытание — это то, как реагируют наши сердца, когда мы находим сокровище в поле. Фундаментальный вопрос заключается в том, что происходит, когда палящее солнце обрушивается на нашу веру. Умирает ли наша радость или она сохраняется?
Автор статьи — Джо Ригни, редактор desiringGod.org