В настоящее время я наслаждаюсь медленной прогулкой по Средиземью. Впервые мы вместе путешествовали по этой местности почти шесть лет назад, когда я читал вслух «Хоббита» своим мальчикам-близнецам. Сейчас им почти двенадцать. Книга о Гарри Поттере уже позади, а мои мальчики уже почти подростки, со зрелым вкусом, готовые к более богатой пищи для вдохновленного сознания — и терпению, которого требует сэр Толкиен. Наконец-то мы отправляемся в Мордор.
«Властелин колец» поражает своими контрастами. Удушающая тьма, затем ошеломляющие вспышки света. Задумчивое зло и неунывающее добро. Да, в этой сказке есть свои серые тона — пожалуй, самый распространенный цвет в трилогии. И все же под его покровами скрывается мир резких контрастов. С самого начала это путешествие Фродо начал не из-за какой-то глубокой тяги к приключениям. Он не хочет уходить, он не подписывает никакого контракта. Преследуемый Черными Всадниками, вторгшимися в Шир, он вынужден бежать, когда жизнь и смерть — и весь мир — на волоске.
Когда весь мир так быстро оказывается под угрозой, различные расы вскоре разделяются. Ужас изменения лояльности Белого Волшебника заключается в том, что пропасть между Злом и теми, кто будет сопротивляться ему, настолько велика. А тем временем тот, кто Серый, оказывается Белым.
Это одна из причин, из-за которой «Властелин колец» пользуется влиянием во многих христианских семьях. Мы учим наших детей, прежде всего, из Священного Писания, что реальный мир — это мир резких контрастов, и многие голоса наперебой пытаются раскрасить его в оттенки серого. Каким бы скрытым он ни был сейчас, наш мир — это мир света и тьмы, зла и добра. Нам нужны глаза на библейскую реальность — то, что сам Бог говорит о нашем мире через апостолов и пророков и кульминационно в своем Сыне, — и мы рады, что нам помогают некоторые замечательные истории и мудрые голоса, которые перекликаются с контрастами Писания.
Одним из таких мудрых голосов является Джонатан Эдвардс (1703-1758). Нет, я еще не читаю его вслух своим детям, но я мечтаю об этом дне. По крайней мере, я надеюсь, что часть его характера перейдет к ним через их отца.
Эдвардс, по словам биографа Джорджа Марсдена, «видел всю сотворенную реальность как горько-сладкие контрасты, ослепительную красоту на фоне ужасающих моментов жизни, эфемерную славу, указывающую на божественные совершенства» (Jonathan Edwards: A Life, 136). И что находится в центре этой наполненной контрастом реальности и красоты?
В основе мировоззрения Эдвардса лежит строго несентиментальный взгляд на любовь. Вселенная Эдвардса была похожа на вселенную многих наших собственных моральных историй, начиная от «Звездных войн» и «Властелина колец» до бесчисленных меньших развлечений.
«Звездные войны» могут сопровождаться тянущейся долгой историей, но суть хорошо понята с точки зрения контрастов между светом и тьмой. Часто нам нужно возвращаться назад — к Толкину и Льюису семьдесят лет назад, к Эдвардсу в начале 1700—х годов и, прежде всего, к Священным Писаниям, — чтобы избежать легкого дезориентирующего ветра наших дней, почувствовать мощные порывы реальности и помнить, что на карту поставлены жизнь и смерть. Атмосфера секуляризма так тяжело давит на нас, что мы склонны легкомысленно относиться к вечности. Но реальный мир — это мир шиповника и червей, змей и акул, смерти и ада.
В Священном Писании Бог показывает нам Славу Своего света на фоне тьмы. Рабство в Египте подчеркивает славу Его освобождения. Его народ, регулярно попадающий под власть иностранных держав, и Его спасение при судьях. Разрушение Иерусалима и ужасы изгнания подчеркивают Славу возвращения и восстановления. Смерть Его собственного Сына предшествует славному порыву жизни воскресения; и наш собственный грех, разительный контраст благодати и дара новой жизни. Во всем этом мы познаем нашу нужду в Боге и учимся удивляться Его свету.
Как писал Эдвардс в одной из своих самых ранних записей в дневнике,
«Розы растут на шиповнике, что означает, что все мирские сладости смешаны с горечью. Но что, по-видимому, более конкретно подразумевается под этим, так это то, что истинное счастье, венец славы, должно быть достигнуто не иначе, как через несение креста Христова через жизнь умерщвления, самоотречения и труда, и все это ради Христа» (Труды Джонатана Эдвардса, 11:52).
Еще один голос, не боящийся резких контрастов Бога и Его несентиментальной любви, и этот голос из наших дней — Дон Карсон.
В первой главе своего «Трудного учения о любви к Богу» Карсон пять раз использует слова «сентиментальный», чтобы охарактеризовать преобладающие представления о любви в наше время — в отличие от многомерного портрета Божьей любви в Священных Писаниях. Это означает, что, когда сегодня христиане библейского толка говорят о любви Божьей, мы «имеем в виду нечто совершенно отличное от того, что подразумевается в окружающей культуре». Более того, пишет Карсон:
«Я не думаю, что то, что Библия говорит о любви Божьей, может долго оставаться на переднем крае нашего мышления, если оно абстрагировано от суверенитета Бога, святости Бога, гнева Божьего, Божьего провидения или личности Бога — не говоря уже о нескольких не подлежащих обсуждению элементах христианства».
Некоторые сегодня содрогаются перед божественным суверенитетом — и божественным гневом еще больше. И этим понятиям противопоставляются поверхностные и сентиментальные представления о Его любви. Конечно, Бог простит меня, предполагается, что это Его работа. Но когда мы слушаем слова Бога, мы не находим портрет Его любви таким простым, одномерным, скучным или поверхностным.
Как же понять, что Божья любовь «строго несентиментальна»?
Божья любовь к грешникам проявляется на совершенно иных условиях, чем Его любовь к Своему Сыну. Карсон указывает сначала на внутритринитарную любовь Бога, с которой Он любит Своего достойного Сына. Но мы всего лишь существа, падшие и недостойные. Бог любит нас не из-за нашей ценности, а вопреки ей. Наш грех заслуживает справедливости вечной разлуки. Его любовь к грешникам сияет такой, какая она есть, на фоне нашего бунта и ада, которого мы заслуживаем. Его любовь к нам демонстрирует, по сути, Его ценность, вопреки распространенному предположению, что она в первую очередь отражает то, насколько мы ценны.
И божественная справедливость, и гнев удовлетворяются смертью Сына Божьего. Его любовь — кровавая, смертельная, беспощадная. Тем не менее, Он говорит нам, что так возлюбил мир, что: «отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Как Бог проявляет свою любовь к нам? «Когда мы были еще грешниками, Христос умер за нас» (Римлянам 5:8). Откуда мы знаем, что Он умер за нас, и никто, включая сатану, не может успешно выступить против нас? Бог «не пощадил Своего собственного Сына, но предал Его за всех нас» (Римлянам 8:32).
Карсон также отмечает провиденциальную любовь Бога — Он заставляет солнце восходить над праведными и неправедными — и Его страстную любовь, протягивающую открытые руки любому грешнику, Который склонится и примет Иисуса как своего драгоценного Господа. Но грешники сами по себе не каются без избранной любви Бога — Его особой любви к Своему народу, Своим овцам, Своей невесте.
Западные люди двадцать первого века, одержимые Христом, имеют свои сентиментальные лозунги о том, что Божья любовь безусловна или что Он любит всех одинаково. Это правда, что Его любовь по выбору безусловна. И Он действительно любит всех. Как пишет Карсон, «то, что Библия говорит о любви Божьей, более сложно и тонко, чем то, что допускается простым лозунгом».
Новости, которыми стоит поделиться
В таких библейских противоречиях мы обнаруживаем глубокую и сложную любовь нашего Бога, Его несентиментальную любовь — любовь, которая не слабее, чем мировая версия, но сильнее. Острые углы и трудноперевариваемые истины не разбавляют божественную любовь, они дистиллируют ее.
Бог не обещает Своему народу временных удобств и покоя. И Он не обещал и не давал такого Своему собственному Сыну во дни Его пребывания на земле. Божественная любовь в наш век не проста, не сентиментальна и не предсказуема. Осознание этого сейчас, до того, как этот мир жестоко обойдется с нами, поможет нам быть готовыми к страданиям ради ожидающей нас радости.
Итак, мы возвращаемся на столетие назад для Толкина и Льюиса, или на три столетия назад для Эдвардса и на четыре для пуритан. И лучше всего, безусловно, то, что мы ежедневно строим свою жизнь в этом современном мире на твердых словах и резких контрастах Священных Писаний, как это делали верные христиане на протяжении двух тысячелетий. Затем мы с состраданием наблюдаем, как наш мир пытается удовлетворить себя дешевой, тонкой, сентиментальной подделкой.
И мы готовы поделиться такими хорошими новостями о любви нашего Бога со всем миром. Аминь!
Автор статьи — Дэвид Матис, ответственный редактор desiringGod.org