Светское отрицание эволюции

Когда дело доходит до светских историй происхождения, креационизм присутствует повсюду. Я не говорю о происхождении жизни. Эволюция остается

Когда дело доходит до светских историй происхождения, креационизм присутствует повсюду.

Я не говорю о происхождении жизни. Эволюция остается любимым ответом на этот вопрос. Но когда дело доходит до создания современного мира, например, западного, либерального мировоззрения — отрицание эволюции присутствует повсюду. В наши дни среднестатистический житель Запада считает, что его ценности, цели и моральные принципы возникли почти чудесным образом из тьмы древних религий и суеверий. Такие убеждения появились в истории, поэтому предполагается, что они полностью сформированы и не зависят от предыдущих убеждений и практик.

Но более внимательный историк — тот, кто обращает внимание на культурные изменения на протяжении веков, будет отрицать такой креационизм. В частности, он или она увидят, бесспорно, христианские истоки светско-либерального мировоззрения. Позвольте мне привести два примера: современная наука и Просвещение. Оба движения занимают центральное место в западном воображении, и оба демонстрируют признаки эволюции от общего истока.

Общим истоком является, конечно же, христианство.

 

Научная эволюция

Популярное повествование об истории науки звучит примерно так. Все было во тьме, пока Николай Коперник (1473-1543) не поместил солнце в центр вселенной. В этот блестящий момент вдохновения наука возникает ex nihilo (из ничего). Никаких примитивных истоков, никаких промежуточных форм — просто появление, почти полностью сформировавшегося, совершенно нового вида под названием «Научный метод».

То же самое происходит и с современными либеральными ценностями. Тот факт, что пионерами науки были христиане в христианских университетах, исследующие природу в соответствии с христианскими верованиями, считается случайным. Игнорируется предыстория, в которой такие философы, как Августин (354-430), Уильям Оккам (1285-1347) и многие другие, отделили «естественную философию» от ее греческих предпосылок. Там, где осторожные историки науки ссылаются на эволюцию дисциплины, наше популярное понимание — это революция Коперника — вспышка, которая избавила нас от тьмы.

 

Эволюция эпохи Просвещения

Следуя успехам научной эволюции, мыслители 16-го и 17-го веков становились все более уверенными в наших рациональных способностях объяснять мир. Возникшее философское движение назвало себя «веком разума», в отличие от прежнего «века веры». Выйдя из «темных веков» средневекового христианского мира, они называли себя «Просвещением».

Это изложение истории, конечно, креационистское, по сути.

По сути, история происхождения выглядит следующим образом. Земля была бесформенной и пустой. Тьма бродила по земле, пока кто-то не сказал: «Да будет просветление. И наступило просветление». Из черного небытия «темных веков» каким-то образом возникли наши современные либеральные ценности: права человека, равенство, свобода, демократия, отделение церкви от государства — все самые важные столпы западной цивилизации. Грубо говоря, за шесть дней был создан современный мир.

Но если мы ищем чудес, то опоздали примерно на 16 столетий.

 

Первоначальная революция

Христиане верят в революцию. Но для нас просвещение пришло в первом веке, а не в 16-м. Истинный Свет, который просвещает всех, пришел в мир (Иоанна 1:9). Оглядываясь назад на последние два тысячелетия, мы размышляем о расширяющейся нравственной вселенной, созданной всемогущим большим взрывом — когда Иисус разорвал оковы смерти. С одной стороны, мы можем указать на рост благотворительных организаций, больниц, ухода за сиротами, образования, прав человека, отделения церкви от государства — и, в конечном счете, как мы видели, эволюцию современной науки. Все это — рябь в продолжающемся расширении этой «вселенной».

Но более прямо мы можем указать на саму церковь, величайшее социологическое явление, которое когда-либо видел мир, продолжающее свое глобальное распространение, как и предсказывал Христос (Мф. 16:18). Подобно дрожжам, проходящим через тесто, или горчичному зерну, вырастающему в самое большое из растений (Мф. 13:31-33), это своего рода эволюция. Теистическая эволюция в сфере истории.

И все же такая историческая эволюция основана на конечной исторической революции. Подлинно творческое событие мировой истории было совершено не Коперником или Кантом, а Христом. 2022 год — это «год Господа нашего», год от Рождества Христова и, как отмечает историк Том Холланд: «мы остаемся детьми христианской революции: самой разрушительной, самой влиятельной и самой продолжительной революции в истории».

 


 

Источник