«Направляйте детей осознанно!» Руслан Елишев

  Быть родителем непросто. Казалось бы, наши мамы, папы, бабушки и дедушки справлялись без всяких инструкций, зачем нам

 

Быть родителем непросто. Казалось бы, наши мамы, папы, бабушки и дедушки справлялись без всяких инструкций, зачем нам волноваться? Предприниматель, многодетный отец, служитель «Церкви XXI века» Руслан Елишев считает, что родительству важно учиться. Он поделился своим опытом духовного и осознанного воспитания детей, а также объяснил, как воспитать в себе грамотного родителя.

 

– Руслан, что такое осознанное родительство и в чем оно проявляется?

– Оно проявляется, когда люди понимают свою роль в жизни детей, осознают свои функции как родителей. Ведь одно дело понимать, а другое – что-то при этом делать. Некоторые понимают свою функцию, но отдают ее школе, детскому саду, бабушкам-дедушкам.

Даже если в семье что-то случилось или возникли сложные обстоятельства, например, мать одна воспитывает ребенка, то осознанный родитель все равно выполняет свои функции. То есть участвует в выборе учебного заведения для ребенка, помогает в общении со сверстниками. Или, наоборот, специально остается в стороне в каких-то моментах.

Что касается меня, я определяю свою роль в жизни детей через Священное Писание, через книги. Книг про родительство написано бессчетное множество, но прочитать стоит две-три, которые дадут 80% нужной информации.

Мы считаем, что важно сначала пройти 11 лет школы, дальше – учеба в институте как минимум 4 года. А когда речь заходит о детях, мы думаем: «Как-нибудь само все образуется». Но даже на права надо учиться полгода! Неподготовленность родителя приводит к еще большим «авариям», чем возникают на дорогах. И когда человек думает, что ничего не может сделать, − это отсутствие осознанности, на мой взгляд.

 

– С какого возраста стоит начинать духовное воспитание детей? Что оно в себя включает?

– Самое важное, что можно привить ребенку в плане духовного воспитания – это правильная парадигма, то есть правильное отношение к вещам. Исходя из этой парадигмы мы делаем нравственный выбор. Или не очень нравственный. Дети должны понимать, что Бог создал мир, и этот мир устроен определенным образом. Есть нюансы в жизни, которые надо воспринимать правильно.

Например, сложно дополнить духовностью модель Большого взрыва или эволюцию обезьян. Проще в свою парадигму включать эти теории, объясняя, что некоторые люди думают так. И тогда ребенок и в школе будет правильно воспринимать информацию: «Я думаю о Боге, но есть люди, которые считают по-другому».

На этом этапе важно объяснить детям, что Бог просто есть. Пусть даже родители не очень верующие, но ребенок должен понимать, что Господь где-то рядом. Дальше наступает этап общения с Ним. Ребенок понимает, что Бог не просто где-то существует, но Ему можно выплеснуть свои эмоции – позитивные или негативные.

Есть такой стереотип, что молиться надо правильно, красиво. Но иногда бывает и так, что эмоции зашкаливают, и мы кричим: «Бог, я вообще ничего не понимаю! Ты меня извини, но мне очень плохо!» История с Иовом показывает, что высказывать претензии Богу не стоит, однако важно оставаться честным с Ним.

С детьми даже самого юного возраста можно вместе молиться. Например, перед едой. Садитесь за стол и объясняете: «Мы сейчас молимся за еду, потому что Бог дал нам ее на сегодняшний день». Моему младшему ребенку два года. Мне кажется, он проявляет осознанность в этом. Если старший торопится поесть и убежать, то младший останавливает его: «Подожди, давай молиться».

Взрослея, ребенок начинает задавать вопросы: «А почему мы это делаем? А для чего вообще благодарить Бога? А дал ли мне Бог возможности? А может я сам всего достиг?» Это можно обсуждать, когда у ребенка уже есть некая модель поведения. А если ее нет, очень сложно объяснить, зачем молиться и благодарить, – мы же сами никогда так не делали.

 

– Как научиться «отпускать» своих детей, давая им свободу выбора, мечтаний, решений?

– Нельзя научиться плавать, не прыгнув в воду. Нужно просто отпустить. Но если возвращаться к осознанному родительству, то следует помнить, что Бог дал людям свободу воли. Если бы Бог хотел сделать все идеально, он бы создал неких роботов, которые не ошибаются. Но тогда и любви не было бы. Потому что она стала бы неинтересна, скучна.

Когда ребенок растет, нужно дать ему ту свободу, к которой он готов. Если же он сделал неправильный выбор, родители помогают ему понять, почему это было неправильно. Тогда у ребенка закрепляется необходимая модель поведения.

Если вы чувствуете, что ребенка что-то влечет, он из раза в раз хочет сделать по-своему, это повод пообщаться. «Почему ты считаешь, что так лучше? Почему тебе это нравится?» Банальные причины: похоть плоти, когда просто хочется. Например, взять чужое. И тогда ты начинаешь объяснять, почему это плохо, что говорит Библия. Опять же, это не «просто плохо, потому что так сказали», а объяснить логику Бога: «Почему нельзя брать чужое? Потому что другому человеку будет неприятно. Тебе бы было приятно?»

По мере взросления ребенка, ты даешь ему все больше свободы и понимаешь, что он способен с этим справиться. Но даже если ребенок выберет какой-то другой путь, так тому и быть. Для этого есть Притча о блудном сыне. Такие вещи тоже случаются. Не досмотрел ли там отец? Или это был некий путь сына? Нам не дано это узнать.

Часто даже хорошие родители начинают себя винить, если ребенок перестает ходить в церковь. В конце концов, это путь человека. Если вы со своей стороны дали ему все необходимое, дальше ответственность на нем. Конечно, надо молиться, увещевать, если он опять попал в какую-то передрягу. Можно по-дружески пошутить над ним, чтобы он понимал, о чем вы ему говорили раньше. Но тут речь не об унижении. Какие-то моменты просто приходят с возрастом.

 

Воспитание детей – неотъемлемая часть духовной миссии человека, ведь Господь хотел, чтобы Слово Его передавалось из поколения в поколение (Второзаконие 6:6-7; 11:19). Но как воспитать ребенка, основываясь на традиционных ценностях, в современном мире? Что делать, если Бог не дает детей?  Смотрите в прямом эфире из Петербурга!

Присоединяйтесь!

 

ИСТОЧНИК