Почему в последние годым так часто слышно о моральном фиаско церковных лидеров? Хотя существует множество причин для неудач, безусловно, наиболее часто упоминаемой причиной сейчас является нарциссизм.
В книге «Когда в церковь приходит нарциссизм» Чак ДеГроут утверждает, что нарциссизм распространен особенно среди пасторов, потому что они часто пользуются большим авторитетом. Нарциссы жаждут власти, восхищения и сцены. Чак ДеГроут говорит, что церкви выбирают нарциссических лидеров-знаменитостей, потому что они предстают в «ярких» образах, полные «уверенности, сильного лидерства, ясного видения» (см. главы. 1 и 4).
Лишенные сочувствия, нарциссы могут эксплуатировать и шокировать других. Они очаровывают коллег, а затем увольняют их, считая бесполезными. Нарциссы также думают, что не делают ничего плохого. Поэтому, когда кто-либо призывает самовлюбленного пастора к покаянию, это воспринимается как беспричинная атака, за которой следует гнев. Между тем церковь, которая поддалась обаянию и мастерству нарцисса, склонна защищать его.
Нашел ли ДеГроут виновника неудач в пасторской деятельности? Учитывая, что все люди грешны, безусловно, верно, что церковь привлекает порочных лидеров. Но привлекает ли церковь особенно властолюбивых и самовлюбленных людей?
Священное Писание осуждает эгоистов. Признанные Иисусом религиозные лидеры часто стремятся к статусу и власти. В Евангелии от Матфея 23:1-15 Он говорит, что люди стремятся к статусу, авторитету и титулам (таким как «раввин» или «святой отец»), которые дают духовное руководство.
Кроме того, в списке пороков во 2-м Тимофею 3:2-4 любовь к себе занимает первое место: «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы».
Обратите внимание, что список начинается и заканчивается ложной любовью. Люди любят себя, деньги и удовольствия больше, чем Бога. Дональд Гатри справедливо сказал: «Моральное разложение начинается с ложных ориентиров любви». Даже если вы считаете, что акцент на самолюбии пасторов является преувеличенным, вспомните Павла, который действительно осуждал эгоистов, ставящих себя превыше других. Пороки, которые называет Павел, — гордыня и злоречие — определенно звучат как плод эгоизма.
ДеГроут в своей книге утверждает, что «подавляющее большинство кандидатов в министры» проходят тестирование на целый спектр «расстройств личности, в которых наиболее ярко проявляются нарциссические черты». Он добавляет, что уровень нарциссизма «еще выше среди церковных деятелей». Почему это так? ДеГроут цитирует анонимного коллегу, который говорит: «Служение — это магнит для нарциссической личности. Кто бы еще захотел говорить от имени Бога еженедельно? В то время как подавляющее большинство людей боится публичных выступлений, пасторы делают это регулярно, еще и с «авторитетом Господа»».
Работа ДеГроута очень полезна людям, которые живут с нарциссами или сталкиваются с нарциссическими лидерами. Тем не менее, мы можем усомниться в том, что нарциссизм распространен в церкви.
Священное Писание предлагает альтернативу. Павел объясняет, что люди проповедуют, если Бог призывает их к этому и дает необходимые дары: «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас» (2-е Коринфянам 5:20). На протяжении всей Библии Бог выделяет людей, чтобы они проповедовали от Его имени и делали это авторитетно (Деяния 5:42, 9:15; Римлянам 10:14-15). Таким образом, Павел повелевает Тимофею, который провинился не самолюбованием, а робостью: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2-е Тимофею 4:2).
Комментарий «Служение — это магнит для нарциссической личности» появляется в начале книги ДеГроута. Позже он утверждает, что спектр самовлюбленности включает в себя «здоровый нарциссизм», характериующийся «уверенностью, а не зацикленностью на себе», а также сочувствием, смирением и любопытством. Жаль, что ДеГроут не упомянул о здоровом нарциссизме после утверждения, что «подавляющее большинство» кандидатов в пасторы — нарциссы. Опущение этого пояснения может вызвать у читателей подозрения в отношении пасторов своей церкви.
Эрнест Беккер сказал: «Необходимый для работы уровень нарциссизма неотделим от самоуважения, от базового чувства собственной значимости». Психологи связывают «здоровый нарциссизм» с надлежащей самозащитой, чувством свободы действий, должным самоуважением и желанием строить планы.
У нас могут возникнуть сомнения по поводу термина «здоровый нарциссизм» — для этого нужно другое слово — но лидерам необходимо здоровое самоуважение. Хирургам, политикам, профессиональным спортсменам и руководителям компаний нужна уверенность. Им нужно эго, чтобы поверить в свои силы двигать мир вперед. Лидерам необходимо ощущение своей компетентности, силы своего голоса и правильности выбранной миссии.
Пасторам, в частности, нужны мужество и бесстрашие, чтобы переносить неодобрение, противодействие, затягивание сроков, саботаж и ропот. Если уверенность в себе является аспектом «здорового нарциссизма», то она нужна проповедникам, чтобы они не сдались, услышав критику.
В конце книги ДеГроут справедливо говорит, что «мы плаваем в водах нарциссизма», и он надеется, что каждый «исследует свой собственный нарциссизм». Различные источники называют медицину, развлечения, спорт, СМИ, правоохранительные органы, политику, корпоративное лидерство, религиозное лидерство и академические круги сферами, которые привлекают нарциссов. Любой, кто руководит людьми или обращается к общественности, нуждается в определенной дозе уверенности в себе и харизмы.
Итак, если мы вернемся к двум главным вопросам: «Является ли нарциссизм проблемой, стоящей за моральными фиаско пасторов?» и «Привлекает ли церковь нарциссов?», мы могли бы ответить так:
«Здоровый нарциссизм кажется полезным во многих областях» и «Большинство лидеров испытывают искушение злоупотреблять своим положением и доверием людей, но они могут противостоять этому искушению».
Некоторые молодые пасторы постоянно задают себе вопросы. Согласно опросу в семинарии, которую я возглавляю, кандидаты на служение, похоже, скорее избегают власти и внимания, чем стремятся ими воспользоваться. Как и многим пасторам на протяжении веков, им нужно обрести силу духа в Боге. Поэтому уверенная мысль «мы — посланники от имени Христова» (2-е Коринфянам 5:20) кажется правильной и существенной.
Автор статьи — Дэн Дориани, доктор философии в Вестминстерской теологической семинарии, профессор теологии и вице-президент Теологической семинарии Ковенанта.