Наивысшая форма мудрости

  Мишель де Нотрдам, известный в народе как Нострадамус, был французским врачом-фармацевтом, писателем, поэтом, астрологом и алхимиком в

 

Мишель де Нотрдам, известный в народе как Нострадамус, был французским врачом-фармацевтом, писателем, поэтом, астрологом и алхимиком в 16 веке. Он наиболее известен своими многочисленными публикациями пророчеств, что побудило некоторых в наше время использовать его имя как синоним “ясновидения”. Некоторые считают, что на протяжении столетий после его смерти его пророчества сбывались; связывают его предсказания с Французской революцией, возвышением гитлеровской Германии и убийством президента Джона Ф. Кеннеди.

Однако в недавней работе ученых указывается, что пророчества Нострадамуса — это в основном расплывчатые утверждения, которыми легко манипулировать интерпретаторам, в них повторяются хорошо известные пророчества и высказывания, которые не являются его оригинальными мыслями. Так называемая мудрость Нострадамуса была построена на человеческой мудрости — мудрости других людей, высказывания которых он переформулировал в свои собственные субъективные утверждения.

Бесконечная мудрость Бога лучше, чем ошибочная и переупакованная человеческая мудрость. Бог Единственный, Кто все видит, все знает и все может сделать. И эта божественная мудрость не скрыта от нас. Это не секрет, которым Бог хвастается, но никогда не открывает. Мы можем обрести Божью мудрость — возможно, не в совершенстве, но, тем не менее, можем обрести, ища силу и мудрость в красоте и единстве нашего триединого Бога.

 

Где нам следует искать мудрость?

Исайя обещал, что однажды Бог пошлет “корень Иессеев” (Ис. 11:10), который в совершенстве воплощает Божью мудрость:

«и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела» (ст. 2-3).

Апостол Павел утверждает, что этот “корень Иессеев” — не кто иной, как Иисус Христос, и он объясняет обещанное Богом откровение мудрости в 1-м Послании к Коринфянам 2 главе.

Первое послание к Коринфянам – это, прежде, всего пасторское послание, написанное разделенной церкви. Коринфяне спорили о многих вещах, но Павел напомнил им об их единстве. Павел закладывает фундамент для единства, рассуждая над тем, как действует триединый Бог. Возьмем в качестве примера 1-е послание к Коринфянам 2 главу.

Павел начинает с утверждения, что он не силен сам по себе; скорее, сила в его служении исходит от Божьей силы:

«ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.

И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:2-5).

Павел проводит различие между божественной мудростью и человеческой мудростью. Он говорит нам, что христиане обретают божественную — истинную мудрость — с помощью Божьей силы. Это поразительно, потому что можно было бы рассматривать служение Павла как великое человеческое достижение.

Павел напоминает коринфянам, что его служение обладает силой и мудростью только благодаря тому, что Бог совершил через него. Он отмечает, что человеческая мудрость отрицает Божью силу и работу:

«которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы… А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:8, 10-11).

В стихах 2-5 мы видели, что, когда Павел говорит о своем служении, он говорит о работе Христа и Божьей силе, которую он отождествляет с силой Святого Духа. По мере развития аргументации Павла мы снова сталкиваемся с тринитарной лексикой. Во-первых, Иисуса называют «Господом Славы», что напоминает ветхозаветные заявления, такие как Исайя 6:3: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!». Во-вторых, Павел говорит нам, что Святой Дух открывает Божью мудрость — то, чего не смог бы сделать ни человек и ни ангел. В его описаниях Сына и Духа мы видим Бога в действии.

Павел говорит: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Мудрость для понимания самих себя и окружающего мира исходит от Бога, у Которого есть идеальная точка зрения на реальность.

Нострадамусы приходят и уходят, но «слово Бога нашего пребудет вовеки» (Ис. 40:8).

 

Красота мудрости в Единстве Бога

Божья сила и мудрость не только открываются нам через Сына и Духа, но Павел говорит, что у нас есть к ним непосредственный доступ, потому что «мы имеем разум Христов» (1 Кор. 2:16). Кажется почти неуместным, что Павел начинает здесь говорить о Христе. Ведь большая часть главы посвящена тому, как Святой Дух передает нам Божью мудрость. Но Бог Един, и поэтому Отец, Сын и Дух никогда не действуют отдельно друг от друга. В конечном счете, триединый Бог — это Тот, Кто дает нам божественную мудрость, чтобы мы могли «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).

Павел на протяжении всей главы устанавливает эти тринитарные связи таким образом, чтобы мы могли признать как единство Божественных Личностей, так и их различия друг от друга. Сын Божий был распят, а не Отец или Святой Дух, и все же именно все трое единой силой и действием открывают нам божественную мудрость.

Человеческое знание никогда не могло сравниться с единством и красотой божественной мудрости. Богослов третьего века Ориген Александрийский объяснял, что не только Божья мудрость является вечным атрибутом, но и Сын является ее вечным выражением: «И как может тот, кто научился знать Бога и благочестиво думать о Нем, думать или верить, что Бог Отец когда-либо существовал, даже на одно мгновение, без Мудрости?»

Павел говорит, что Сын есть сила и мудрость Божья (1 Кор. 1:24). Откровение Божьей мудрости, основанное на воплощении Сына и ниспослании Святого Духа, было дано нам в Священных Писаниях (2 Тим. 3:16-17). Только силой триединого Бога мы можем утверждать, что познаем истину и мудрость Бога, понимаем реальность Духом и обладаем разумом Христа.

 

Автор статьи — Брэндон Д. Смит, доцент кафедры теологии и Нового Завета в Университете Сидарвилля, соучредитель Центра баптистского обновления и ведущий подкаста «Церковная грамматика».

 


 

Источник

Фото