Смирение и пост

Разве я скромен? На этот вопрос трудно ответить. Во-первых, скромные люди не тратят много времени на размышления о

Разве я скромен? На этот вопрос трудно ответить. Во-первых, скромные люди не тратят много времени на размышления о себе, особенно о своем собственном смирении. Но это может быть конструктивным вопросом, чтобы задать его при случае. А что, если начать следующую самооценку с вопроса: «когда я в последний раз постился?»

Пост, говоря библейским языком, является актом самоуничижение. Молитва, можно сказать, является квинтэссенцией самоуничижения, поскольку мы признаем некоторую неспособность с нашей стороны и приписываем Богу решающую силу. Однако определенная напряженность в молитве, рожденная в дни необычайного отчаяния, может быть особенно самоуничижительной. И такого рода молитвы в Писании часто сопровождаются постом.

Так что, не будучи точной меркой, пост действительно может быть хорошим показателем истинного смирения. Независимо от того, рассматриваете ли Вы пост впервые или  практикуйте его регулярно, как акт самоуничижения, Вам может быть полезно, изучить четыре часто упускаемых из виду отрывка из Ветхого Завета, которые явно связывают пост с самоуничижением.

Нет ничего более злого

Первое происходит в жизни одной из самых худших фигур Израиля за все время: Ахав, само имя которого стало олицетворением зла. Немногие лидеры в истории Израиля опускались до такой глубины разврата. В 3 Царств 21 главе, царь Ахав хочет приобрести виноградник человека по имени Навуфей, потому что он находится недалеко от дворца. Когда Навуфей отказывается продавать, злая жена Ахава, Иезавель, устраивает так, что Навуфей ложно обвиняют и побивают камнями. Как только он умирает, Ахав захватывает его виноградник.

Затем Бог говорит с Ахавом через заклятого врага царя, пророка Илию:

«Так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?» и скажи ему: «так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь. И сказал Ахав Илии: нашел ты меня, враг мой! Он сказал: нашел, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа» (3 Царств 21:19, 21).

Рассказчик напоминает нам, пока мы ждем ответа Ахава: «Не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель» (3 Царств 21:25). Конечно, мы можем подумать, что такой злой царь может плюнуть пророку в лицо или попытаться убить его.

Никто не был так милосерден

Вместо этого происходит почти невозможное. «Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально» — (1 Царств 21:27). Ахав смирился и постился пред Богом. И каким бы невероятным ни казалось смирение этого нечестивого царя, ответ Бога еще более удивителен. Бог снова говорит с Илией,

«видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его» (3 Царств 21:29).

Взвешенное слово, конечно, но тем не менее поразительное милосердие. Катастрофа не была предотвращена для династии, но она была отменена для Ахава. Насколько готов наш Бог проявить милосердие даже к тому, кто отдал себя злу, как никто другой? Бог посмотрел на смирение Ахава, выраженное через пост, и Бог отложил бедствие.

Пост как самоуничижение

Пост не только в случае с Ахавом, но и во всем Писании — это временное воздержание от пищи с духовной целью. Можно было бы воздерживаться от других привычек, которые в остальном хороши, но пост от пищи особенно уместен. Пища жизненно необходима для жизни, и все же Бог наделил людей способностью (каким бы неприятным ни было это переживание) обходиться без пищи целыми днями, вплоть до трех недель. (Без дыхания мы можем обходиться всего несколько минут, а без воды – только несколько дней.)

Подобно тому, как Бог создал наши тела для пищи, он также создал их для поста. Но голодание — это не нормальное состояние. Это временная и случайная мера для поиска Бога каким-то особым образом. Пост провозглашает: «Боже, ты даже важнее хлеба насущного, без которого я готов обойтись ввиду этой особой потребности в большем количестве Тебя».

Пост — это акт самоуничижения, когда мы заявляем о своей нужде Богу и вновь показываем, насколько мы слабы на самом деле, поскольку мы испытываем беспокойство и раздражительность, которые приходят с пустым желудком.

Отзывчивый пост

Возможно, христиане сегодня думают о посте (если мы вообще думаем о нем) как о запланированной практике. Согласно условиям Ветхого Завета, Божий народ соблюдал запланированные посты. Так же и некоторые сегодня (пусть их число увеличится!) соблюдают еженедельные или ежемесячные посты, индивидуально или коллективно.

Но удивительный акт самоуничижения Ахава знаменует собой еще один важный аспект о посте, который часто упускается из виду: пост как ответ, когда Бог смиряет нас. У Ахава в календаре не было такого поста. Это не было его планом или инициативой. Бог ворвался непрошеным и прервал его греховный образ жизни. Божий пророк предстал перед ним, разоблачил его грех и объявил суд. Во-первых, Бог смирил Ахава. Тогда царь ответил постом.

И, по крайней мере в этот момент, пост Ахава был выражением искреннего смирения сердца. Его пост не заслужил Божье милости. Скорее, это был внешний канал для выражения сердца, которое приняло смиряющее слово Божье против его греха. Ахав надел вретище и пошел без пищи, чтобы признать серьезность своего преступления против Бога и показать свое раскаяния. И Бог увидел это и почтил его — ибо даже такой человек, как Ахав, — открыв широту и готовность в своей милости, которая должна вдохновить нас идти без нее даже сегодня.

В дополнение к 3 Царств 21, три других отрывка явно связывают пост и самоуничижение. Первый, Псалом 68:11, имеет внутренний фокус или ориентацию, как пост Ахава: чтобы выразить покаяние. Давид говорит: «Я плакал и смирял душу мою постом». Это самая распространенная и основная форма отзывчивого голодания. Бог дает новое осознание давнего греха, и последующий пост выражает искреннюю скорбь по этому греху, неосторожности или ошибке.

Однако пост Давида в Псалме 68 не так прост, как пост Ахава; пост Давида также может быть выражением скорби по поводу жестокого обращения, которое он получил от своих врагов, которые сделали его грех (и пост) поводом согрешить против него (Псалом 68:11-12). Это вторая основная категория поста, имеющая внешнюю направленность, скорбящая о суровых обстоятельствах. Такой пост дает голос скорби о болезненных обстоятельствах, как в семидневном посте по смерти Саула (1 Паралипоменон 10:12) или когда пришел указ Амана (Есфирь 4:3; см. также Псалом 34:13-14; Ездра 9:2-5).

Третья основная категория поста ориентируется на поиск Божьей милости. Прежде чем отправиться в путь из Вавилона, Ездра провозгласил пост, «чтобы мы смирились пред Богом нашим и искали у него безопасного пути для себя, детей наших и всего имущества нашего» (Ездра 8:21). Здесь пост служит усилителем наряду с «передовыми» молитвами о Божьем руководстве и Милостивой руке. Ездра сообщает: «и мы постились и молили Бога нашего об этом, и Он услышал нашу мольбу» (Ездра 8: 23). Этот вид поста признает нашу неспособность добиться результата или даже предсказать желаемый результат (Иакова 4:13-16).

Наконец, четвертый отрывок, который связывает пост и самоуничижение — это Исаия

58: 3-5, который является важным предупреждением о том, чем пост не является.

Нация находится в глубоком упадке, и сердца людей разделены. Их преданность Богу стала оболочкой, внешним проявлением. Они постятся, чтобы манипулировать Богом, а не выражать смиренное сердце — и Бог не чтит такое проявление покаяния. Люди спрашивают Бога: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» (Исаия 58: 3). Бог отвечает через своего пророка:

«Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» (Исаия 58: 3-5).

Другими словами, ваш пост — это просто шоу, служение страстям, а не искреннее выражение смиренных сердец. Одни внешние действия, вместо смирения, тщетны. Бог не будет движим такими усилиями. Он видит сердце, как это было во времена Иисуса, когда фарисеи стремились превратить пост в самовозвышение (Матфея 6:16-18). То же самое происходит и сегодня.

Скромные люди постятся

Не все, кто постится, смиренны. Но скромные люди постятся. Они признают себя слабыми и маленькими, а Бога большим и сильным. Они знают, что находятся в отчаянии, а Бог всегда готов прийти к ним со своей великой милостью и любовью. Как могут такие люди  — смиренные люди — не просить Его о помощи и не тянуться порой к особому молитвенно-усиливающему средству, которое Он дал, драгоценному и неприятному, называемому постом?

Когда мы знаем, что наш Бог готов проявить милосердие, как Он сделал это для такого негодяя, как Ахав, как мы можем не просить? Не только в ежедневной молитве. И не только в плановых постах. Но спонтанно.

В следующий раз, когда Его смиренная рука опустится, что, если вы ответите молитвой и постом?

Автор статьи — Дэвид Матис, ответственный редактор, desiringGod.org


 

Источник