Наш герой не представлял себе жизни без носового платка. Не то чтобы он был неотъемлемой частью его жизнью, нет, заметьте, это был принцип. Он жил в своей хоббичьей норе — своем очень удобном, полностью меблированном доме на холме — и не имел никакого интереса путешествовать в непредсказуемую неизвестность.
Как христиане, живущие на Западе, мы сталкиваемся с одним искушением (часто не осознавая, что сталкиваемся с ним) — это искушение стать удобными, уютными, довольными, совершенно незаинтересованными во всем, что может угрожать покою, который мы построили для себя. Мы живем, как Бильбо Бэггинс, в шире церковной истории, в значительной степени укрытые от ее многочисленных опасностей и неудобств. Мы считаем себя в безопасности, как писал Толкин о шире в «Хоббите», «поэтому мечи в этих краях в основном тупые, а топоры используются для деревьев, щиты — как колыбели или крышки для посуды; и драконы комфортабельные, потому что остались в далеком прошлом».
Со всеми оставшимися несовершенствами Америки мы наслаждаемся большей свободой, богатством, роскошью, технологиями, чем любой другой народ до нас. Нам завидуют древние цари: мы можем путешествовать по всему земному шару за несколько часов, наши текстовые сообщения и электронные письма летают кругами вокруг их писем и посланников. У нас есть матрасы, кондиционеры, печи, блюда с мясом каждый день, шоколад в качестве повседневного десерта, зубные щетки и дезодоранты, стоматологи и больницы, морфий и антибиотики, туалеты. Даже многие представители низшего класса носят в карманах суперкомпьютеры. Голод здесь почти полностью искоренен. Наша бедность не похожа ни на историческую, ни на библейскую.
Бог дал много общей благодати. И нет, не только американцам, простите за мое утрирование в начале. Всему миру Бог даровал нам благо! Вдобавок к материальным нуждам, Он даровал нам возможность выбирать правителей, свободно поклоняться (более или менее) и быть судимыми в рамках системы правосудия, намного превосходящей большинство наций прошлого или настоящего. Даже простые христиане сегодня не поменялись бы местами с королевской семьей, и не только потому, что мы живем в лучшем Завете. Мы несказанно процветаем.
Темная сторона процветания
Однако у процветания есть и темная сторона. Любовь к богатству — корень всякого зла (1 Тимофею 6: 10). Вот почему мудрец Агур, например, молился, чтобы не разбогатеть, «суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и, чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притчи 30: 8-9).
Он извлек уроки из истории Израиля, которая играла на повторе: сначала благословение, затем забвение, идолопоклонство, дисциплина, изгнание, и покаяние. С самого начала Моисей предостерегал народ от зажиточности и забывчивости:
«Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе. Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие дома и будешь жить в них, когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, — то смотри, чтобы не надмевалось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Второзаконие 8: 11-14).
Мы видим то же самое искушение в конце посланий Иисуса, когда Он упрекает процветающую церковь Лаодикии за их теплоту, «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откровение 3:15-17).
Темная сторона процветания состоит в том, что оно может заставить нас забыть о Боге или умерить свое рвение по отношению к Нему.
Мы сталкиваемся с опасностью стать дряблыми и самодовольными паломниками. Легкость соблазняет любить роскошь и считать радикальную жизнь для Христа «безрассудной». Хотя мне нравится думать, что я больше похож на Гэндальфа или Торина — воинов, которые терпят каменные кровати и скудную пищу, суровую погоду и столкновения с вооруженными врагами, я вижу в себе больше пред-приключенческого Бильбо, чем мне нравится признавать. Когда меня приглашают отправиться в неопределенное приключение, я, как и он, говорю про себя: «мне не нужны приключения. Мерзкие тревожные неудобные вещи! Чтобы ты опоздал на ужин!»
Однако этот дух противоречит призыву нашего Господа. Он поручил мне (как и каждому христианину) великое дело — расширять Его Царство, спасти заблудшие души, дать отпор теням (и темным духам, которых они прячут). Это приключение побуждает меня обменять носовые платки и утешения на тяготы и кресты (Луки 9: 23). Он поручает мне пожертвовать собой, чтобы удовлетворить потребности других, предать смерти то, что есть во мне земного, противостоять братьям, запутавшимся в беззаконии, считать мою жизнь ничтожной по сравнению с Его славой, противостоять миру, плоти и Сатане, и, если это понадобиться, оставить все позади и умереть за Его Имя. Каждый день Он манит в необъятное запредельное — даже когда это просто через улицу, чтобы иметь возможность проповедовать Евангелие моим соседям.
Когда Христос придет, как вор в ночи, скольких из нас Он найдет в наших одеждах и тапочках, сидящими довольными у огня и шепчущими себе: «душа, у тебя припасено много добра на многие годы; расслабься, ешь, пей, веселись» (Луки 12:19)? Я знаю, что время от времени тихонько надеюсь, что Иисус будет доволен дополнением к американской жизни. Что я никогда не опаздываю на ужин.
Свирепые гонения дракона, неисчислимое количество казней, опасность неверующих соседей и множество потерянных душ, никогда не слышавших о Христе, — все это кажется далеким.
Учитесь смотреть в лицо изобилию
Как часто вы распознаете, не говоря уже о том, чтобы противостоять искушениям, которые приходят с изобилием? Искушение респектабельной светскости? Искушение любить свою жизнь в этом мире?
Мало что сглаживает мужественность христианства, как остановка на пути, разбивание лагеря по эту сторону Иордана, дабы устроиться поудобнее, запутаться в гражданских делах, просыпать утреннюю молитву, и уйти от служения Царю и Небесному Царству.
Это заявление для большинства из нас не состоит в том, чтобы собрать вещи и переехать в Папуа-Новую Гвинею (хотя для некоторых это может быть так). Мы все не уйдем за океан и не покинем наше западное графство. Вместо этого, большинство из нас Бог призывает жить верно в наших обстоятельствах. Мы должны научиться — и это противоречит здравому смыслу — смотреть в лицо изобилию.
«Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» — (Филиппийцам 4:12-13).
Мы все можем представить себе, что сталкиваемся с унижением и голодом и отчаянно нуждаемся в помощи Господа. Но обратите внимание, какую еще тайну необходимо было узнать Павлу. Он открыл нам секрет, как противостоять изобилию. Ему нужна была помощь в школе жестких ударов и мягких постелей. И он познал тайну того, как жить в изобилии, не позволяя ни тому, ни другому развращать себя: он мог делать все через Христа, Который укрепил Его в вере.
Мы нуждаемся во Христе и Его силе, чтобы жить, сосредоточившись на Небесах, рисковать репутацией и богатством и ясно дать понять в стране, полной изобилия, что мы ищем своего будущего на Небесах вместе с Богом.
Автор статьи — Грег Морс, штатный писатель desiringGod.org