Самое опасное лекарство

  Как субъективизм отравляет общество   Многие люди знают писателя К.С. Льюиса как автора и создателя «Хроники Нарнии».

 

Как субъективизм отравляет общество

 

Многие люди знают писателя К.С. Льюиса как автора и создателя «Хроники Нарнии». Несколько меньшая группа знает его как эффективного христианского апологета. Еще меньшая группа ценит его как знатока литературы эпохи средневековья и Ренессанса. И еще меньше людей признают в нем пророка гибели цивилизации. Но представьте себе, эти все направления, объединяет в себе — один человек.

В ряде эссе, в своих лекциях, а затем в своем романе «Эта отвратительная сила» К.С. Льюис четко, терпеливо и методично предупреждает своих читателей об экзистенциальной угрозе западной цивилизации, да и человечеству в целом.

Эта угроза является пагубной ошибкой, которая способствует тиранической власти и тоталитаризму. Это фатальное суеверие, которое медленно разрушает цивилизацию. Это болезнь, которая может уничтожить наш вид и проклясть наши души. Льюис называет это «ядом субъективизма».

 

Доктрина объективной ценности

До нового времени почти все люди верили, что истина и добро — это объективные реальности и что люди могут их постичь. С помощью разума мы исследуем и изучаем реальность. Когда наши мысли соответствуют объективному порядку реальности, мы говорим об истине. Когда наши эмоциональные реакции соответствуют объективному порядку реальности, мы говорим о добре.

Льюис называет это доктриной объективной ценности, или, в более короткой форме, «Дао». Доктрина объективной ценности, пишет Льюис, это: «вера в то, что некоторые взгляды действительно верны, а другие действительно ложны, в отношении того, что представляет собой Вселенная и каковы мы сами. Те, кто знает Дао, могут считать, что называть детей восхитительными или стариков почтенными — это не просто зафиксировать психологический факт наших собственных родительских эмоций в данный момент, но признать качество, которое требует от нас определенного ответа… И поскольку наши одобрения и неодобрения, таким образом, являются признанием объективной ценности или реакцией на объективный порядок, следовательно, эмоциональные состояния могут быть в гармонии с разумом (когда мы чувствуем симпатию к тому, что должно быть одобрено) или не в гармонии с разумом (когда мы чувствуем, что симпатия заслуживает одобрения, но не можем ее почувствовать) (Уничтожение человека, 18-19).

 

Яд субъективизма

Яд субъективизма переворачивает этот древний и гуманный взгляд на мир. Сам разум развенчан — или мы могли бы сказать сегодня, что разум реконструирован. Вместо человеческой способности участвовать в вечном Логосе, разум — это просто эпифеномен, сопровождающий определенные химические и электрические события в коре головного мозга, которые сами по себе являются продуктом слепых эволюционных процессов. Проще говоря, разум — это просто случайное и иллюзорное выделение мозга.

Под воздействием этого яда моральные оценочные суждения являются просто проекциями иррациональных эмоций на безразличный космос. Истина и доброта — это просто слова, которые мы применяем к нашим собственным субъективным психологическим состояниям, состояниям, к которым мы были социально обусловлены.

Таким образом, Льюис называет апостолов субъективизма скорее «обусловливающими», чем учителями. Согласно старому видению реальности, задача образования состояла в том, чтобы «воспитывать в ученике те реакции, которые сами по себе уместны, в создании которых заключается сама природа человека» (22). Учителя достигали этого через посвящение, они приглашали учеников в ту же реальность, в которой они жили.

Новое образование просто создает условия. Удалив из реальности все объективные ценности и соображения, они «свободны» формировать будущие поколения так, как они хотят. Захватив бразды правления социальной обусловленностью, они будут обусловливать свои собственные цели (откуда бы они ни исходили) и практически не обращая внимания на ограничения обычаев, традиций, истины или добра.

Льюис проницательно демонстрирует тонкость обусловленности в своей художественной литературе. В романе Оруэлла «1984» О’Брайен заставляет Уинстона признаться, что 2+2=5 под угрозой того, что его лицо съедят крысы. Социальное давление, в большей степени, чем прямые угрозы физического насилия, являются инструментами Льюиса.

В этом Льюис проявил поразительную дальновидность. Кто из нас не может распознать пропаганду, формирующую впечатление, в алгоритмах социальных сетей, в запретах Twitter, в закрытии каналов YouTube? То, что мы слышим и говорим ежедневно, то, что мы прокручиваем и просматриваем, то, что мы видим и начинаем предполагать, — все это предназначено для того, чтобы формировать нас, отделяя нас от истинного и благоприятного. Такая обусловленность предназначена для того, чтобы помочь греховной человеческой тенденции подавлять истину в неправедности.

Ричард Хукер, английский реформатор и герой Льюиса, однажды написал о разрушительном воздействии нечестивых обычаев.

Извращенные и злые обычаи — возможно, начинающиеся с немногих и распространяющиеся на множество, а затем продолжающиеся в течение длительного времени — могут быть настолько сильными, что они затмевают свет нашего естественного понимания, потому что люди отказываются прилагать усилия, чтобы рассмотреть, являются ли их обычаи добрыми или злыми (Божественный Закон и человеческая природа, 43).

Яд субъективизма устраняет обычные препятствия для такого заблуждения и зла, отрицая, что добро и зло вообще объективно существуют. И все же, поскольку мы живем в Божьем мире, а не в мире нашего воспаленного воображения, мы не можем избежать давления объективного морального порядка, давящего на нас как со стороны нашей совести, так и со стороны Священного Писания.

 

Наше культурное безумие

В результате, как снова умело подчеркивает Льюис, получается своего рода абсурдная трагикомедия. Это было бы смешно, если бы не было так грустно. По словам, Льюиса: «В какой-то ужасающей простоте мы удаляем орган и требуем его функции. Мы создаем людей без души и ожидаем от них добродетели и предприимчивости. Мы смеемся над честью и шокированы, обнаружив среди нас предателей. Мы кастрируем и приказываем меринам плодиться» (27).

Каким бы пророческим ни был Льюис в своих предупреждениях, даже он, кажется, не представлял себе, к какому безумию приведет субъективизм.

Более того, Льюис считал, что практическая потребность в результатах в точных науках ограничит распространение субъективизма, когда дело дойдет до исследований. Но в двадцать первом веке мы являемся свидетелями технологических и научных достижений, используемых на службе субъективизма. Некоторые из последних «достижений» в медицине используются не для исцеления, а для нанесения увечий; не для восстановления нормальной функции тела, а для того, чтобы искалечить тело и сделать его бессильным или бесплодным.

Что же тогда можно сделать, чтобы предотвратить гибель цивилизации, человечества и проклятие душ? Книги могли быть написаны (и были написаны) в ответ на этот вопрос. Но простой ответ звучит так: мы можем культивировать сообщества, которые, по милости Божьей, любят Бога и установленный им объективный порядок и готовы действовать в мире, отравленном субъективизмом.

К таким сообществам относятся церкви, где благая весть об Иисусе, верно, провозглашается словом и делом, где во имя Иисуса приветствуются беженцы из других стран и где звезды от мира опровергаются словом Божьим. Эти сообщества включают семьи, которые славятся Божьей благостью, которые стремятся плодотворно жить в соответствии с Божьей миссией в мире и которые воспитывают детей в дисциплине и наставлениях Господа.

Эти сообщества включают школы, которые любят истину и творят добро, которые объясняют реальность, не опровергая ее, которые стремятся превратить учащихся в зрелых христиан, которые живут с жизнерадостной целью спасения посреди нашего проблемного мира.

Такова необходимость, время близко. Но готовность — это все, и наш Бог все еще на Небесах, аминь!

 

Автор статьи — Джо Ригни, редактор desiringGod.org


 

Источник 

Фото