5 вопросов для взыскательного зрителя
В настоящем мире отсутствует дефицит и острая потребность во многих вещах, которые раньше были недоступны нашим предкам. Варианты головокружительны — сотни телевизионных каналов, миллионы транслируемого контента, вся история кино и телевидения в облаке, находится в ожидании, чтобы мы нашли время и взялись за просмотр бесконечного количества медиа.
Один только избыток создает многочисленные проблемы и формирует в нас вопрос — должен ли я это смотреть?
Однако для христианского зрителя этот вопрос также связан с моральными и духовными соображениями. Как этот фильм/программа/видео, которые я смотрю, могут формировать мое восприятие негативным образом, вставляя явные образы или ядовитые идеи в мое сознание способами, которые трудно отменить?
Некоторые могут назвать эти вопросы старомодными. Я в свою очередь, называю их существенными. Бывают ли проблемы с формальной точки зрения, к развлекательному подходу зла? Конечно. Но худший способ ответить на правовое вмешательство — это впасть в другую крайность, наивно полагая, что все «искупимо» и ничто не является запретным плодом для мудрого зрителя христианина. Этот распутный подход столь же глуп и незрел, как и правовой.
Правда в том, что кино и телевидение популярны, потому что они обладают уникальной, внутренней силой повествования и воздействия. Они действительно обладают значительной властью для того, чтобы формировать общественное мнение и личную мораль. Помимо всего прочего, чем больше мы видим на экранах определенное поведение, слова и мировоззрение, тем более близкими и приятными они становятся для нас. Экспрессивный характер повествования с движущимися образами означает, что они обладают значительным потенциалом для пробуждения эмпатии, которая является самой сильной стороной медиа. Но обратной стороной этой силы является непревзойденная способность медиа зарывать свои образы и идеи глубоко внутри нас (чаще всего с помощью 25 кадра) — к лучшему или худшему.
Стоит ли мне это смотреть? Таким образом, это вполне обоснованный и зрелый вопрос для христианского зрителя. Но это также вопрос, на который нет простого, универсального ответа. Я нахожу, что лучший способ справиться с этим вопросом — задать себе ряд других вопросов. Вот некоторые из них, для размышления.
- Что заставляет вас задавать этот вопрос?
Если вы задаете этот вопрос, смотря потенциальный фильм или телешоу, скорее всего, что-то уже дает вам повод остановиться и нажать на паузу. Возможно, вы исследовали содержимое и узнали, что оно содержит наготу, секс или какой-то другой греховный контент. Может быть, какая-то часть вашей совести беспокоит вас.
Обратите внимание на то, что заставляет вас остановится. Это благоразумно, а не ханжески, заботиться о таких вещах. Если вы беспокоитесь о мудрости просмотра какого-то медиа контента, будьте на паузе до тех пор, пока у вас не появится убедительная причина сказать «да».
- Какой самый лучший аргумент для просмотра?
Что делает этот вопрос трудным, так это то, что часто у нас есть много причин, по которым мы должны смотреть что-то, даже если это содержит своего рода опасное содержание. Например, этот фильм/телешоу рекомендуют друзья и родственники. Или это нравится критикам. Или все вокруг только и обсуждают этот фильм. Или это режиссер, которым вы восхищаетесь. Возможно, даже духовно проницательный. Список можно продолжать и дальше.
Подумайте об аргументах для просмотра этого фильма. Разве они убедительны? Если нет, то ваш ответ все равно должен быть «нет», и вы не должны стыдиться этого. Идите дальше со своей совестью за руку. Если аргументы «за» убедительны, задайте себе следующий вопрос.
- Кто же приводит этот убедительный аргумент?
Обратите внимание на то, чьи рекомендации вы слушаете. Разделяют ли они ваши ценности или хотя бы уважают их? Или же они распутники, которые будут смотреть и делать все что угодно — независимо от того, насколько это трансгрессивно, порнографично или по-мирски? Если это только те люди, которые дают вам веские причины что-то посмотреть, склонялись к этой последней категории, я бы, вероятно, придерживался ответа «нет». Правда в том, что есть много художественных великих и интересных фильмов, шоу и документальных фильмов, которые не будут компрометировать вашу совесть. Более чем когда-либо прежде, в самом деле. Особенно в эпоху потоковой передачи, «нет ничего хорошего и доброго, чтобы посмотреть» никогда не должно быть оправданием для просмотра чего-то сомнительного.
Но что, если люди, рекомендующие его — это мудрые, надежные, разумные люди, которые разделяют вашу моральную ориентацию и осторожность?
А что, если на самом деле нет ничего другого, что содержало бы мощное послание, доставленное так же эффективно, как это? Если это так, то я задам тебе следующий вопрос.
- Что Бы Сделал Иисус?
Как бы банально это ни звучало, этот лозунг на самом деле является основным христианским ученичеством. Мы призваны «быть подражателями Бога» — (к Ефесянам 5:1), в конце концов. Быть христианином — значит следовать за Христом, соответствовать его образу (к Римлянам 8:29). Тогда почему бы нам всерьез не задуматься «а что бы сделал Иисус на моем месте?» в моменты, когда мы делаем выбор относительно развлечений? Иисус, очевидно, не имел Hulu (сервис подписки, с доступом к потоковому видео ТВ шоу, фильмам, трейлерам и т.д., разных студий и телеканалов) и никогда не бывал в кинотеатрах, но он слушал и сопереживал людям, что в некотором роде похоже на то, что мы делаем, когда смотрим фильм или телешоу. И на этот счет вопрос «что бы сделал Иисус?» не обязательно прост. Мы не должны относиться к этому, как к чему-то очевидному, например, что Иисус всегда будет избегать R-rated (система рейтингов Американской киноассоциации). В конце концов, Он двигался навстречу, а не прочь от множества грубых, «R-рейтинговых» людей, так, что это шокировало законников Его времени. Иисус призывал своих последователей к святости (Матфея 5:48), приравнивая похоть к прелюбодеянию (Матфея 5:27-28), и советовал бодрствовать в отношении искушения, учитывая слабость нашей плоти (Матфея 26:41).
- А что думает об этом ваша Церковь или домашняя группа?
Вот почему разумно рассматривать эти вещи вместе с другими зрелыми верующими и учиться видеть в этих решениях последствия, выходящие за пределы отдельного человека. «Кому какое дело, если я смотрю «Игру престолов» [всего лишь один из многих примеров] в уединении своей спальни?» можно сказать и так. – «Меня не трогает откровенное содержание шоу». Ну, даже если это — правда (а я не уверен, что это так — нас редко не трогает то, что мы смотрим), что, если шоу не подходит для других членов вашей христианской общины или вашей семьи? Разве это не говорит о том, что вы единственный христианин в этой комнате, настаивающий на приемлемости чего-то? О чем же говорит ваш выбор смотреть его, несмотря на все свои оговорки? Павел, по-видимому, указывает в Послании к Римлянам 14, что в вопросах, где христиане имеют различные допуски или слабости, иногда лучше воздерживаться от чего-то, что может быть хорошо, ради общины (стих 21). Цель состоит в том, чтобы «приложить все усилия к тому, чтобы сделать то, что ведет к миру и взаимному назиданию» (стих 19).
Цель этой статьи состоит не столько в том, чтобы дать окончательные ответы и оценку о конкретных шоу или фильмах, сколько в том, чтобы предложить сетку вещания, через которую вы можете вдумчиво обработать вопрос в вашей голове, и предпочтительно с другими людьми, также ищущими святости и христианской верности.
Некоторые могут сказать, что эти вопросы излишни и высасывают удовольствие из развлечений. «А почему мы не можем просто посмотреть «Холостяк» или какой-нибудь случайный фильм на Netflix, не слишком задумываясь об этом?» А нет ли риска переосмыслить все это? Я мог бы написать целую статью по этим вопросам, но сейчас я просто скажу следующее: да, есть огромный смысл в том, чтобы переосмыслить наш выбор развлечений. Но самый большой риск — для состояния нашей души в этом мире, заключается в том, чтобы не думать о значении и воздействии на нашу жизнь совсем. Фильтруйте просматриваемый контент, и ваша духовная жизнь с Богом наладится.
Автор статьи — Бретт МакКракен