Планируете открыть свою Церковь? Тогда приготовьтесь к конфликтам. Не очень оптимистичное начало. Но я собираюсь помочь вам. Постоянно ваша команда будет трудиться над тем, чтобы принести единство, гармонию и примирение друзьям, семьям, церквям и общинам. Но разногласий и конфликтов не получится избежать. Как же их решать?
Мы не одиноки. Наш Господь пребывает с нами всегда, когда мы стремимся быть миротворцами и пасторами. И однажды, Он положит конец всем конфликтам и сокрушит Сатану под нашими ногами.
Но, до тех пор нам нужны ресурсы и методы для разрешения конфликтов. Я только что написал книгу, адресованную пасторам и руководителям служений, чтобы помочь им преодолевать разногласия в команде. И вот пять практических вопросов, которые следует задать тем, кто ищет у нас заботы и поддержки. Прежде чем анализировать чужие поступки, вы должны задать эти вопросы себе.
- А нет ли бревна в моем глазу?
Когда мы находимся в конфликте с кем-то, то склонны выискивать то, что он делает неправильно. При этом мы забываем о своих собственных грехах. Но Иисус сказал, чтобы мы сначала подумали о наших грехах и ошибках (Матфея 7:1–5). Гордость подрывает нашу способность видеть ясно; как только гордость устранена, мы можем лучше оценивать действия другого человека. Ясный взгляд дает нам возможность увидеть, то, что чужая ошибка являются пятнышком по сравнению с бревном в нашем глазу. И при правильном отношении, без гнева или обиды, мы помогаем людям избавиться от недостатка. Скорее всего, мы поймем, что именно мы, а не они, являемся главными виновниками конфликтной ситуации.
- Могу ли я не заметить этого проступка?
На некоторые чужие ошибки не стоит обращать внимания. Насколько было бы лучше, если бы мы жили по этой пословице: проницательный человек терпелив, одна из важных его добродетелей – способность игнорировать оскорбление («Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам» Притчи 19:11)? Так много конфликтов можно было бы разрешить, если бы мы проявляли милосердие и не обращали внимания на мелкие обиды. Итак, в каких случаях мы должны игнорировать проступок? Это требует проницательности, предлагаю в первую очередь, ответить на следующие вопросы.
Этот поступок был совершен непреднамеренно?
Это единичный случай, или это происходит регулярно?
Эти действия привели к значительному урону или нет?
Причинил ли он вред другим или самому себе?
Не повредило ли это репутации Церкви?
Эти действия являются безнравственными?
- Последствия этого проступка несут урон, который необходимо восстановить?
Серьезный проступок — это любые действия, которые позорят Бога, наносят ущерб вашим отношениям, причиняют боль другим, вредят обидчику или нарушают единство. Эти действия приводят к тому, что нужен процесс восстановления. В нашей церкви мы часто говорим о необходимости вести неудобные беседы. Некоторые называют это противостоянием, но мы должны помнить, что если было совершено серьезное преступление, то наша цель состоит не в том, чтобы противостоять или упрекать (хотя нам, возможно, придется это сделать), а в том, чтобы восстановить человека (Галатам 6:1). Когда мы ведем неудобный разговор, мы должны проявлять любовь, а не суровость, потому что цель состоит в том, чтобы добиться восстановления и обновления (Матфея 18).
- Приводит ли это преступление к тому, что необходимо возмещать имущественный или финансовый ущерб?
Иногда конфликт выходит за рамки личных отношений и приводит к материальному ущербу. И тогда процесс восстановления не возможен без возмещения. Если вы виноваты, и вам нужно возместить чьи-то деньги или имущество, я бы посоветовал вам вспомнить Закхея, маленького человека, который пережил настоящую трансформацию своей личности. Иисус провозгласил, что спасение пришло в дом Закхея (Луки 19:9), и одним из доказательств действия благодати был ответ Закхея: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». (Луки 19:8). Закхей был готов сделать больше, чем просто извиниться; он был готов вернуть людям вчетверо больше того, что получил от них!
- Посредничество: требуется ли посредничество третьих лиц?
Павел написал Филиппийской церкви примерно через 10 лет после того, как он ее насадил. Он любил эту великую церковь, но даже в великих Церквях происходят конфликты: «Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом, и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни» (Фил. 4:2–3).
Об этих женщинах и причине их раздора известно не так уж много. Этот вопрос представляется не доктринальным, а реляционным. Павел показывает, насколько важно, чтобы другие помогали в процессе примирения. Павел также напоминает всем, что этих двух сестер нужно примирить, потому что их «имена есть в Книге Жизни». Общая вера и Надежда двух верующих людей должны стимулировать и формировать процесс восстановления.
Готовясь к служению, многие начинающие лидеры уделяют много времени размышлениям о проповеди и основной миссии. Но очень важно также уделять внимание служению примирения на благо Церкви, на благо нашего свидетельства и во славу Божью. И пока мы занимаемся этой работой, мы утешаемся тем, что Царь мира пребывает с нами, и скоро, в один прекрасный день больше не будет конфликтов ни в наших домах, ни на улицах.
Автор статьи – Тони Мерида