Является ли спасение наградой или даром?

Когда грешник приходит к Иисусу, он имеет право на вечную жизнь. В Новом Завете этому уделяется большое внимание.

Когда грешник приходит к Иисусу, он имеет право на вечную жизнь. В Новом Завете этому уделяется большое внимание. Вечная жизнь есть свободный дар Божий во Христе Иисусе (Рим. 6:23) для всех верующих (Рим. 3:22–24). Верующий «имеет жизнь вечную» (Иоанна 3:36), поэтому «ныне нет осуждения для тех, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Эти стихи и многие другие подчеркивают славную истину о том, что спасение — это настоящая реальность: приговор был вынесен Богом для тех, кто находится во Христе.

Однако внимательный читатель Священного Писания также заметит отрывки, которые подчеркивают элемент «работы» для обретения вечной жизни. Хороший пример -Послание к Галатам 6:7-8, где Павел пишет:

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».

«Сеющий в дух» здесь явно подразумеваются добрые дела. Ключевой вопрос для нас заключается в следующем: можно ли сказать, что те, кто уже имеют вечную жизнь по вере, «пожинают вечную жизнь», сея в делах благодатного послушания? Это, по общему признанию, сложный вопрос. В конце концов, вечная жизнь — это бесплатный дар (Рим. 6: 23) и вечная жизнь, как собранный урожай (Гал. 6: 8) не совсем то же самое.

Лучший способ, по-моему мнению, для решения этого вопроса, состоял в том, чтобы провести различие между «правом на спасение» и «обладанием спасением».

Различие между «правом» и «владением»

Это различие между правом и собственностью использовалось Реформатскими теологами в прошлые века. Наше право на спасение имеет в виду дело Христа за грешников, которое принимается только верой. Таким образом, человек, который вкладывает свою веру во Христа, имеет вечную жизнь, потому что в нем есть Сам Христос. Все наши дела послушания исключены из «права на спасение» (Рим. 4: 4-5; Еф. 2: 8-9; Тит 3: 5).

Между уже оправданным и еще не прославленным лежит путь, и, согласно Писанию, этот путь должен быть усеян добрыми делами. Но относительно так называемых «условных» отрывков мы говорим о «обладании спасением». В этом ключе Новый Завет ясно учит, что есть аспект – еще не для нашего спасения. Например, в послании к Римлянам 13:11 Павел говорит, что «спасение теперь ближе к нам, чем когда мы впервые уверовали». По словам Павла, это те добрые дела, которые «Бог заранее приготовил нам для хождения» (Еф. 2:10). Это то, что он называет «плодом Духа» в предыдущей главе (Гал. 5: 22-23) и то, что евреи называют «святостью, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).

Именно это имели в виду наши предки из реформатской церкви, когда говорили о добрых делах, совершаемых в духе и приносящих нам «обладание» вечной жизнью (Еф. 2: 10; Гал. 6:8). Они имели в виду, что Бог поведет нас к обладанию нашим славным наследием путем добрых дел (МФ. 25:34–36). Другого пути нет, так как наша вера мертва без дел (Иакова 2:14-26).

Мы можем понять это следующим образом: мы едим, потому что мы живы, но нам все еще нужно питаться – духовно, чтобы оставаться живыми. Как сказал Герман Витциус: «мы были оживлены духом, но мы также должны действовать таким образом, чтобы эта жизнь могла сохраниться в нас, увеличиться и, наконец, завершиться в непрерывной и вечной жизни» (Втор. 30:19–20).

Упорядочивая ряд библейских текстов, Реформатский теолог XVII века Фрэнсис Турретин объясняет: «Именно это не менее ясно сказано о будущей славе. Ибо, так как добрые дела имеют такое же отношение к спасению, которое имеют средства к цели (Иоанна 3:5, 16; МФ. 5:8);от «пути» к цели (Еф. 2:10; Фил. 3:14); от посева до жатвы (Гал. 6:7, 8); от труда к награде (МФ. 20: 1); соответственно каждый видит, что есть высшая и непременная необходимость добрых дел для обретения славы. Она так велика, что без них не может быть достигнута (Евр. 12: 14; Откр. 21:27)».

Дела, совершаемые в духе, просто имеют отношение средств к цели; они – путь к жизни, а не право на жизнь. «Сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8) в том, что касается обладания жизнью.

Милостивый получит милость, чистый же сердцем увидит Бога (Матфея 5: 7-8); и «тем, которые терпением в добрых делах ищут славы, чести и бессмертия, Он даст жизнь вечную» (Рим. 2:7). Вот что значит сеять в дух, чтобы пожать вечную жизнь.

Необходимость плодов

В этом же духе мы должны быть чувствительны к библейскому учению о том, что христиане будут судимы по их делам, когда Христос вернется (см. Матфея 5:10; Матфея 16:27; Иоанна 5:28-29; Откр 20:13; 22:12). Эти дела не являются достойными и, следовательно, не дают верующим права на спасение. Но они необходимы и потому дают верующим возможность обрести спасение. Исполненные духа верующие «исполнены благости» (Рим. 15:14), и они могут и должны поступать согласно благости, которая есть в них.

Добрые дела — это средство, используемое Богом (Еф. 2:10), чтобы привести своих детей домой, таким образом, прославив Христа.

Использование различия между правом на жизнь и обладанием жизнью помогает прояснить как то, насколько добрые дела необходимы для спасения, так и то, насколько они не являются таковыми. Мы не можем избавить Новый Завет от его условного языка так же, как мы не можем избавить его от его учения об оправдании только верой (ср. Рим. 3:21-24 с Рим. 8:13). Но мы можем пытаться каждый день быть честными, живя по Божьим законам и с чистыми помыслами, чтобы достичь Его Царства Небесного.


 

Источник 

Фото