Связь христианского рэпа с древними Афинами

Новый трек Канье Уэста «Омой нас кровью» рассказывает старую-престарую историю, которая стала новой для него, как для недавнего

Новый трек Канье Уэста «Омой нас кровью» рассказывает старую-престарую историю, которая стала новой для него, как для недавнего новообращенного в христианство. «Омой нас в крови/ и пока мы живем в этом злом и кривом мире/ омой нас в крови», – поет он. Этому треку предшествовал альбом Jesus Is King, в котором Канье рассказывает свою историю обращения в христианство.

До Канье многие другие хип-хоп исполнители использовали этот жанр, чтобы рассказать свои собственные истории христианской веры. И задолго до того, как этот жанр появился в 1970-х годах в Южном Бронксе, евангелисты опирались на определенные элементы, наблюдаемые в современном хип-хопе. Свежий новый ритм всегда обладал силой двигать ногами, изменять сердца и даже изменять мир.

«Хип-хоп родился в разговоре» – сказал когда-то Эстебан Шедд. «Это стало средством озвучивания историй о местах, которые меньше всего имели значение для любой поп-медиа-платформы» — говорит Шедд, который вместе с Аароном Лопесом и Лорен ла Лус образуют хип-хоп-трио Alert312, – он так же утверждает, что хип-хоп возник как поэтические крики людей из районов с низким доходом.

Древние Афины были совсем другим местом, чем Бронкс 1970-х годов, но оба были убежищами общественного дискурса и публичного искусства. В Ареопаге, древнем месте публичных собраний, Павел начал с проверки микрофона: «афиняне, я вижу, что вы во всех отношениях очень религиозны» (Деяния 17:22).

Ссылаясь на произведение религиозного искусства, посвященное неведомому Богу, апостол сказал: «но Он на самом деле не далек от каждого из нас, ибо в Нем мы живем и движемся, и существуем», «ибо мы действительно Его потомство» (Деяния 17: 27-28). Взяв за образец поэзию Эпименида Критского и поэму Арата «Фаиномена», Павел сделал ремикс на этих поэтов и использовал их слова в своей проповеди. Поскольку большинство древних стихов были написаны для устного исполнения, он мог легко вставить их в свою проповедь. Опередив современных хип-хоп исполнителей на два тысячелетия, Павел взял конкурирующие ритмы, создал новый контекст для смысла и использовал их, чтобы дополнить Евангелие.

Некоторые расслышали это как шумный скрежет пластинки, другие же слышали его как свежий новый ритм музыки.

Древние ремиксы

Подобные практики можно встретить и в североафриканских общинах ранней церкви. Страсти Святой Перпетуи и Фелицитаты повествуют о Вибии Перпетуе, 22-летней христианке и матери маленького ребенка. Перпетуя жила в Карфагене в конце II – начале III века. Карфаген, находившийся под колониальным владычеством Римской империи, был крупным городом древнего мира. При жизни Перпетуи христиане в городе часто подвергались маргинализации и преследованиям. Ее жизнь закончилась мученической смертью, когда она была публично казнена в Колизее 7 марта 203 года. История Перпетуи, однако, сохранилась благодаря дневнику, который был «написан ее собственной рукой и [рассказан] ее собственными словами».

Двести лет спустя, в ходе нескольких проповедей, произнесенных в начале V века, Августин дал этой маргинализированной женщине отпор. Он попробовал ее работу, смешал ее историю с новым социальным контекстом и исполнил эти слова для своих слушателей.

Формат хип-хоп сторителлинга всегда имеет социальную составляющую. «Ваша история всегда находится в сцене с тем, что происходит вокруг вас в обществе», – сказал Маркус Грей, хип-хоп-исполнитель из Сент-Луиса, известный как FLAME. – «Да, это личное. Но это также живет в свете времени».

Изолированный и колонизированный, североафриканский город Карфаген был местом христианского угнетения и социального порабощения вплоть до Миланского эдикта в 313 году нашей эры. История маргинализации и мученичества Перпетуи, как ее рассказывали и пересказывали, помогла озвучить истории о местах и людях, которые имели наименьшее значение для Римской империи в то время.

Истории Павла и Перпетуи показывают, как хип-хоп культура разделяла некоторые из тех же ценностей и практик, что и христианская вера. У обоих есть общая история рассказывания из маргинальных мест. И оба признают силу рассказывать старую-престарую историю по-новому.

Современная вера – саундтрек

Современный хип-хоп стал методом для рассказывания историй христианской веры – еще до того, как Канье сделал его мейнстримом. От Shai Linne до Lecrae, от KB до Trip Lee, и от Beautiful Eulogy до Sho Baraka и многих других, богословски богатый хип-хоп процветал в последние десятилетия.

С помощью слов и звуков, ритмов и заповедей блаженства хип-хоп исполнители рассказывают истории о религиозном обращении и теологической трансформации. Последний альбом FLAME – Extra Nos, рассказывает о его путешествии от кальвинизма к лютеранству. Альбом рассказывает о том, как изучение лютеранского богословия в семинарии Конкордии в Сент-Луисе, штат Миссури, привело к раскаянию перед Богом и поиску предназначения в жизни. Альбом FLAME включает в себя обращение к профессору теологии, сложные доктринальные различия и обильное количество латыни. Каждый трек рассказывает часть его теологической истории обращения.

Сырой и реальный, хип-хоп поддается рассказыванию подлинных историй веры. Она предоставляет пространство для выражения историй борьбы и освобождения, сомнений и убеждений, обращения и трансформации. Новый альбом Lecrae «Restoration» — это еще один пример того, как хип-хоп-исполнители рассказывают истории поиска жизненной цели, обращения к Богу и изменения жизни.

Перевод Евангелия

Существует еще одна связь между хип-хоп культурой и христианской верой: доступность. Хип-хоп культура, как и христианство, имеет практику локализации языка и перевода, чтобы быть доступными для различных групп людей. Это было отличительной чертой служения Павла. Находясь в Афинах, Павел проповедовал Евангелие людям в Еврейской синагоге, а также Эпикурейским и стоическим философам (Деяния 17:16-18), локализуя свой язык, чтобы соответствовать различным контекстам и слушателям (Деяния 21:37-40; 1 Кор. 9:19-22).

Хип-хоп сцена в Хьюстоне, штат Техас, не идентична залу для выступления в Токио, Япония. Точно так же христианские общины в Найроби, Кения, отличаются от христианских церквей в Сан-Паулу, Бразилия. Культура хип-хопа, как и культура христианской веры, может быть переведена в различные среды на множество языков и быть доступна каждому.

Ученики Христа призваны быть «свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и до конца земли». Так и хип-хоп исполнители рассказывают о своем спасении свыше и жизни во Христе через свое собственное ремесло, благодаря дару и таланту от Бога.


 

Источник 

Фото