Как страх парализует нас

Страх перед человеком, может сделать нас излишне нерешительными. Мы хотим угодить людям, а решения часто кого-то разочаровывают. Так

Страх перед человеком, может сделать нас излишне нерешительными. Мы хотим угодить людям, а решения часто кого-то разочаровывают. Так что мы колеблемся, боремся, и тянем время — а иногда и грешим.

Не всякая нерешительность, конечно, греховна. Иногда нам необходимо время, чтобы принять правильное решение. Мудрость редко приходит быстро или импульсивно. Многие решения неизбежно вызывают недоумение и отнимают много времени. Сам Иисус возрастал в мудрости (Луки 2:52), которая, несомненно, включала в себя его способность принимать лучшие, более быстрые решения в трудных ситуациях. Но все мы знаем, что нерешительность может быть признаком того, что мы боимся человека.

«Любовь к одобрению», пишет Лу Приоло, — искушает угодника быть нерешительным (Pleasing People, 76). Мы нерешительны, потому что нас больше волнует то, что думают другие, чем то, что думает Бог. Мы нерешительны, потому что часто пытаемся управлять тем, как другие реагируют на наши решения, и потому что мы боимся совершить ошибку. Терпеливое и молитвенное размышление — благочестиво; но боязливая, сосредоточенная на человеке нерешительность — нет.

Но говорит ли Библия что-нибудь об этой нерешительности? Проявляется ли страх перед человеком в грехе?

Когда толпа потащила Иисуса к Пилату, решение было за ним. И хотя он делал то, что было предопределено Божьим планом (Деяния 4:27-28), он также полностью потерпел неудачу в своем суждении. Иисус, можно сказать, погиб из-за нерешительности — нежелания Пилата делать то, что, он должен был делать, когда это было необходимо.

Пилат является ужасающим примером, потому что он знал, что нужно делать. «Он знал», — говорит нам Матфей 27:18, — «что они предали его из зависти»; по крайней мере, дважды он заявляет: «Я не нахожу в нем вины» (Иоанна 18:38; 19:4). И все же Пилат медлил, колебался, прятался, показывал пальцами, а потом все равно предал его на казнь.

Корень нерешительности Пилата — корень самой греховной нерешительности: «Пилат, желая удовлетворить толпу … предал Его на распятие» (Мк 15:15). Страх перед человеком заставил Пилата склониться перед толпой. Страх перед человеком заставлял Пилата колебаться и медлить, когда он знал, что правильно было бы сделать. Затем страх перед человеком побудил Пилата попытаться найти кого-то другого (Ирода), чтобы решить проблему (Луки 23:6-12), страх ослепил его, и он не обратил внимания на совет собственной жены (Матфея 27:19). И даже после того, как он принял решение и распял Иисуса, страх человека убедил Пилата отказаться от ответственности (Матфея 27:24).

Из-за того, что страх управлял Пилатом, голоса толпы преобладали (Луки 23:23). Страх сделал его уязвимым для манипуляций, которые сначала мешали ему, затем парализовали и, наконец, уничтожили.

Четыре евангельских повествования о нерешительности Пилата предупреждают нас о страшном искушении. В частности, они показывают, как страх человека открывает нас для манипулирования. Если мы, подобно Пилату, больше всего заботимся о том, что другие думают о нас, тогда мы будем принимать решения, основанные главным образом на том, как нас воспринимают другие. Поэтому неудивительно, что мы чувствуем себя настолько парализованными — и чувства других, и наше восприятие этих чувств постоянно меняются. Угодить всем людям во все времена в буквальном смысле невозможно.

Рассматривая неудачи Пилата, рассмотрим четыре способа, которыми страх перед человеком открыл его для манипуляций различного рода — все они до сих пор работают и среди нас.

  1. Манипуляция обманом

Страх перед человеком делает нас более восприимчивыми ко лжи. Когда толпа привела Иисуса к Пилату, он спросил: «Какое обвинение вы предъявляете этому человеку?» Они ответили: «Если бы этот человек не делал зла, мы не предали бы Его тебе» (Иоанна 18: 29-30). Обратите внимание на их двуличие. Они даже не могли ответить на его простой вопрос. Вместо этого они пытаются навязать свою волю, говоря Пилату, чтобы он поверил им на слово. И он изначально видит их насквозь: «Возьмите Его сами и судите Его по закону вашему» (Иоанна 18:31; см. Матфея 27:18).

Когда они, наконец, выступили с обвинениями, они кричали: «Мы нашли этого человека, вводящего в заблуждение наш народ» — ложь — «и запрещающего нам давать дань Кесарю» — ложь (Марк 12: 17) — «и говорящего, что он сам Христос, царь» (Лука 23:2) — глубоко и вечно истинно. Первые два обвинения были теми, которые имели бы наибольший вес у Пилата (он больше всего заботился о мире и порядке) — и они были вопиющей ложью. Но поскольку он был более обязан людям, чем истине, он позволил их обману расти беспрепятственно. Ложь, которую следовало опровергнуть и отбросить, постепенно овладела им.

Если мы боимся людей больше, чем Бога, ложь звучит еще более убедительно, особенно в устах тех, кого мы боимся. Из-за того, что мы хотим угодить им, мы можем не замечать или оправдывать их ошибки только для того, чтобы они были довольны нами. Однако ложь отступает, если наши сердца все более и более укрепляются на небесах — если мы наслаждаемся законом Господним и размышляем о Нем день и ночь (Псалом 1:2).

  1. Манипулирование толпой

Страх перед человеком также может оставить нас на милость масс. Как мы уже видели, «И Пилат, желая удовлетворить толпу, отпустил для них Варавву и, побив Иисуса, предал Его на распятие» (Мк 15:15). Если бы толпа хотела иного, Пилат выбрал бы другой исход. Несмотря на всю власть, которая была ему дана, он делал не то, что ему нравилось, а то, что нравилось большинству людей.

С появлением интернета и социальных сетей, насколько возросло это искушение в современном мире? Насколько более вероятно, что мы будем контролироваться тем, что другие любят и ненавидят, хвалят и критикуют, следуют и отменяют? Как пишет Дуглас Мюррей, нам было приказано «участвовать в новых битвах, все более ожесточенных кампаниях и при более строгих требованиях. Найти смысл, ведя постоянную войну против любого, кто, кажется, находится на неправильной стороне вопроса, который, возможно, сам был только что переформулирован и ответ, на который только что был изменен» (Безумие толпы, 2). Последствия, говорит он, «сводят с ума».

Как такое мышление может изменить то, как мы реагируем на толпы вокруг нас онлайн или как-то иначе?

  1. Манипуляция тоном

Однако Пилат управлялся не только количеством, но и тоном. Страх перед человеком часто подчиняет нас чувствам других. Иудеи заявили, что Иисус представляет собой угрозу, и потребовали, чтобы Пилат обращался с ним именно так.

Пилат спросил их, что они хотят, чтобы он сделал, и они закричали: «Пусть он будет распят!» На что он справедливо спрашивает: «Почему? Какое зло он совершил?» Обратите внимание, как работает этот вид манипуляции: «Но они еще больше кричали: да будет распят!» (Матфея 27: 23).

Люди — угодники особенно уязвимы перед настойчивостью других. Их страсть может затуманить суждение. Мы не можем бороться с криками — с настойчивостью, с вспышками гнева, с безжалостной настойчивостью, с ультиматумами. Мы уступаем легче, чем другие, и у нас больше соблазна просто сдаться.

Агрессивность и запугивание, однако, теряют свою остроту и силу, когда их поднимают к свету духовной реальности и вечности. В данный момент гнев или настойчивость других могут ощущаться огромными, подавляющими, даже запредельными. Но если мы сможем сделать шаг назад и оценить их через призму Божьих целей и планов, эта перспектива, скорее всего, обнажит неуместные или манипулятивные эмоции.

  1. Манипуляция одобрением

Наконец (по крайней мере, из рассказа Пилата), страх перед человеком соблазняет нас погоней за ложным богом человеческого одобрения.

Когда Пилат попытался освободить Иисуса, иудеи закричали: «Если ты освободишь этого человека, то ты не друг Кесарю. Всякий, кто делает себя царем, противится Кесарю» (Иоанна 19:12). В их споре слышен шепчущий голос сатаны. Представьте, что вы потеряете все, поступая правильно.

Как реагирует Пилат? «И когда Пилат услышал эти слова, он вывел Иисуса и … предал Его им на распятие» (Иоанна 19:13, 16). Что подумает Цезарь? Пилат не мог вынести мысли о его гневе. И вот он покончил со своей ужасной нерешительностью и отдал невинного человека на истязание и убийство — все для того, чтобы маленький, ограниченный, падший человек думал о нем хорошо.

 

Автор статьи — Маршалл Сегал, штатный писатель desiringGod.org


 

Источник