Поклоняйтесь по образу и подобию Моему

Вторая заповедь на сегодня «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле

Вторая заповедь на сегодня

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» — (Исход 20:4).

Возможно, сегодня мы не создаем золотых телят, но запрет второй заповеди на «резные изображения» остается удивительно актуальным для того, как мы приближаемся к Богу в нашей повседневной жизни и в еженедельном воскресном служении и поклонении.

Очень немного времени прошло между тем, как Израиль получил «Десять заповедей» на горе Синай, а затем нарушил вторую заповедь. В книге Исход мы видим, что Божий народ не только спотыкается прямо у ворот — начинает сразу же роптать (Исход 15:24) после своего драматического освобождения через Красное море (Исход 14-15), — но затем, после принятия закона Божьего, они повторяют падение человечества, нарушая завет почти сразу же после его получения.

Первая и вторая заповеди, из Исхода 20 главы образуют пару: (1) никаких других богов и (2) никаких резных изображений. Первое же касается того, кому мы поклоняемся (только истинному Богу), а второе касается того, как: не по нашему собственному предпочтению и не путем принятия обычаев окружающих, неверующих народов. Складывая все вместе, мы получаем истину: поклоняйтесь Богу теми способами, которые Он открыл для нас — способами, которые часто контркультурны и иногда неудобны, как тогда, так и сегодня.

Как же мы должны поклоняться Ему?

После дарования десяти заповедей в Исходе 20:1-21, которые слышал весь народ, Моисей получает законы о жертвенниках, рабах, возврате, субботах и праздниках в 20:22-23:33. В Исходе 24 главе, весь народ подтверждает завет пролитием жертвенной крови, исповедуя: «Все, что сказал Господь, мы сделаем, и будем послушны» (Исход 24:7). Затем Моисей поднимается на гору, чтобы получить наставления о скинии, ее убранстве и священстве в Книге Исход 25-31 главах — как народ будет поклоняться Господу.  На тот момент, Моисея не было уже 40 дней.

Долгое отсутствие Моисея изматывало Божий народ. Они устали от изоляции и готовы были идти дальше, к Земле Обетованной, говоря Аарону: «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось»  (Исход 32:1).

Как бы ни были сбиты с толку люди, обращались ли они к «другим богам» или просто были слишком нетерпеливы, чтобы ждать указаний от Бога для поклонения (главы 25-31), Аарон лепит золотого тельца и объявляет его Богом, «который вывел вас из земли Египетской» (Исход 32:4). Он провозглашает: «Завтра будет праздник Господу» (Исход 32:5).

Другими словами, здесь нарушается не первая заповедь, а вторая. Аарон объявляет «Господа» тем, кому они будут поклоняться (подтверждается пересказом в Неемии 9:18), Аарон и народ выбрали свой собственный путь, а не Божий, чтобы поклоняться Ему. Подобно окружающим народам, они будут поклоняться через резное изображение, что намного привычнее, нежели ждать, Божьего повеления.

Когда Моисей возвращается, разгоряченный гневом, он трижды говорит, что народ совершил «великий грех» (Исход 32:21, 30, 31), который он резюмирует в терминах второй заповеди: «народ сделал себе золотого бога» (Исход 32:31).

Почему это «великий грех», если люди все еще намерены поклоняться Богу (а не «другим богам»)? Другими словами, почему первой заповеди недостаточно? Почему Богу важно не только, кому поклоняется его народ, но и как? Есть ли логика, лежащая в основе второй заповеди, которая делает ее нарушение столь ужасным?

Начнем с того, что вторая заповедь говорит нам об истинном Боге. Он не Бог нашего творения или воображения, или даже нашего собственного открытия. Напротив, Он — Бог, открывающий Себя нам не только в Своем мире, но и в Своем слове. Он берет на Себя инициативу говорить со Своим народом и раскрывать правду о том, кто Он, кто мы, почему существует мир и как грех испортил его. Было бы несовместимо с природой Бога, предоставить своему народу право придумывать (или перенимать у других народов), как Ему поклоняться.

Вторая же заповедь также говорит о нас как о людях. Нарушение второй заповеди — это не только бунт против Творца, но и оскорбление созданных Им творений — людей. Можно даже сказать, что восстание происходит именно через это самоуничижение.

Создание образов

Первый образ появляется в Бытии 1:26-27; 5:3; и 9:6 — «Бог сотворил человека по образу Своему». И в Бытии 1:26 и 5:1-3: «Когда Бог сотворил человека, Он сотворил Его по подобию Божию».

Другими словами, поразительна связь между людьми, «сотворенными по образу Божию» и второй заповедью. Мы не сможем глубоко понять вторую заповедь, не вспомнив о сотворении человека по образу и подобию Божьему. И, устанавливая связь, мы узнаем, что нарушить вторую заповедь — значит не только отвергнуть инициирующую природу Бога, но и перевернуть собственный мир с ног на голову.

Теперь мы знаем, что по эту сторону креста и воскресения человечество было создано по образу Божьему, но сам Христос — это образ Божий. Апостол Павел делает реальность безошибочной. Он говорит о Христе: «Он есть образ Бога невидимого» (Колоссянам 1: 15), и говорит о «Христе, который есть образ Божий» (2 Коринфянам 4:4). Для тех, кто примирился во Христе с истинным Богом, возвращается к нашему великому призванию отражать Бога в Его мире, поскольку мы «сообразны образу Его Сына» (Римлянам 8:29; также 1 Коринфянам 15:49; Колоссянам 3:10).

И Христос, как выдающийся видимый образ Бога, является не только примером  для нашей восстановленной судьбы, но и тем, через Кого и в Ком мы поклоняемся Богу. Наше обращение к Нему в поклонении также является средством нашего обновления: «Созерцая славу Господа, мы преображаемся в тот же образ от одной степени славы к другой» (2 Коринфянам 3:18).

Вторая заповедь может привести нас к вопросу: Кто ставит ориентирующие условия моей жизни как акт поклонения? Насколько я склонен пытаться создать свой собственный смысл (заимствуя его у мира) вместо того, чтобы принять бытие сотворенным по образу Божьему и стремиться жить в высоком призвании, взирая на Иисуса, и Его совершенный образ?

Другими словами, вторая заповедь заставляет нас снова и снова спрашивать, насколько слово Божье занимает центральное место в нашей жизни и поклонении?

 

Автор статьи — Дэвид Матис, ответственный редактор desiringGod.org


 

Источник 

Фото