Самая нарушаемая Заповедь

Джон Ньютон, прославившийся христианским гимном «О, благодать», однажды с проницательностью написал корреспонденту, что в основе большинства ошибок христианской

Джон Ньютон, прославившийся христианским гимном «О, благодать», однажды с проницательностью написал корреспонденту, что в основе большинства ошибок христианской жизни лежит непонимание Божьего закона. И представляете, многие духовные учителя согласились с ним. Это объясняет, почему 30-40% Реформированных катехизисов посвящены изложению Десяти Заповедей.

Рассмотрим первую заповедь из Десяти: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20:3).

Мы можем набросать реформированное понимание закона под шестью заголовками:

Закон коренится в характере Господа, заключающего и соблюдающего заветы. Он представляется словами: «Я Господь, Бог ваш» (Исход 20:2). Это призыв отражает его моральную славу.

Закон был дан в контексте искупительной благодати Бога: «… Который вывел вас из земли Египетской, из дома рабства» (Исход 20:2) — событие, которое символизировало «исход», который Иисус совершит в Иерусалиме (Луки 9:31).

Негативная форма, в которой приходит большинство заповедей, предназначена для безопасности незрелых грешников — точно так же, как мы говорим нашим маленьким детям: «Не делай этого» задолго до того, как мы подробно объясняем те или иные действия.

Команды, запрещающие любое действие, подразумевают ответственность за выражение своей противоположности. Иисус ясно дал это понять в Нагорной проповеди (Матфея 5:17-48), но это уже присутствовало в Ветхом завете: например, Исход 20:3 выражен в положительной форме во Второзаконии 6:5.

Чем больше мы осознаем, насколько чудесна благодать Божья, тем больше мы будем принимать всепоглощающую природу Его закона. Чем сильнее индикатив, тем более требовательный императив он может вынести! Рассмотрим тогда библейское предупреждение о здоровье: сильные указания при слабых императивах порождают духовную слабость.

Мудрость заповедей заключается в том, что они выражают (да, кратко и в отрицательной форме, поскольку мы грешники) то, кем мы были созданы — мужчинами и женщинами, созданными по образу Божьему, чтобы отражать Его славу. В этом смысле так называемое «третье использование закона», с помощью которого мы используем закон для руководства нашей жизнью, изначально было Его первым повелением.

На этом фоне Исход 20:3: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» — не только первая, но и величайшая заповедь. Все остальные следуют из нее. Без соблюдения этой заповеди невозможно повиновение остальным девяти.

Но разве Иисус не сказал, что величайшая заповедь — любить Господа всем сердцем, душой, разумом и силой (от Марка 12:30)? Действительно, но, как показывают главы 5 и 6 Второзакония, эти слова являются просто позитивным изложением Исхода 20:3 и иллюстрацией пункта 4, приведенного выше.

Наши кумиры

Поэтому нас не должно удивлять, что первую и величайшую заповедь чаще всего нарушают. Это случилось еще в Эдеме, когда Адам и Ева отдали приоритет ложной интерпретации реальности змеем и сделали его «богом этого мира» (2 Коринфянам 4:4). Так было и на Синае, где люди служили золотому тельцу. Заключительные слова первого послания Иоанна («Дети, храните себя от идолов», 1 Иоанна 5:21) предполагают, что для христиан у подножия горы Голгофы существует такая же реальная опасность, как и для израильтян у подножия горы Синай.

Наши идолы не обязательно должны быть выкованы из украшений и драгоценностей, чтобы представлять для нас духовную опасность. Они появляются всякий раз, когда мы обмениваем «славу бессмертного Бога» на что-либо сотворенное (Римлянам 1:23). Вот почему уникальная фраза Иезекииля так же точно описывает ранних израильтян, как и, увы, нас самих. Он говорил о тех, кто установил идолов «в сердце своем» (Иезекииль 14:3-7). Было ли это причиной острого замечания Кальвина о том, что «человеческая природа, так сказать, является вечной фабрикой идолов» (Institutions, 1.11.8)?

В учении нашего Господа достаточно ясно, что не только грубые вещи могут узурпировать нашу первую преданность. Чем выше положение чего-либо на шкале божественного благословения, тем тоньше искушение поклоняться ему. Итак, Иисус многозначительно предупреждает нас, что если кто «не возненавидит отца своего, и мать, и жену, и детей, и братьев, и сестер, и даже жизнь свою, то не может быть моим учеником» (Луки 14:26). Эти отношения являются величайшими естественными благословениями Бога. И мы не должны упускать из виду шестикратное «и». Дело не в том, что три из шести — это проходной балл. Все должны быть «ненавидимы» (это слова Иисуса, а не мои), если мы хотим быть Его возлюбленными учениками. Может быть, здесь есть отголосок отрезвляющих слов, описывающих суд над идолопоклонством во Второзаконии 13:6-9? Значит, друг Ньютона Уильям Каупер был прав, когда молился,

«Что это за идол,

Помоги мне сорвать его с Твоего трона,

И поклоняться только Тебе».

Он знал, что это был единственный путь к «более близкому хождению с Богом», которого он так желал. Он также лучше, чем мы, понимал, что этот строгий, почти насильственный подход на самом деле является благодатным путем Нового Завета: «Явилась благодать Божия, приносящая спасение … что учит нас отречься от нечестия» (Тит 2:11-12).

Перед Моим Лицом

Важно отметить, что это то же самое выражение, которое используется Адамом и Евой, когда они поклонялись меньшим богам: они «скрылись от присутствия [от лица] Господа» (Бытие 3:8). Затемнив Его лицо, приблизив других богов к своему духовному видению. Это яд обладания другими богами: они не только имеют приоритет над нашим Небесным Отцом, но и создают внутреннюю антипатию к Нему, которая вскоре становится глубоко укоренившейся враждебностью.

А обожествить можно все, что угодно. Самая маленькая монета, поднесенная достаточно близко к глазу, может затмить всю Вселенную. Все, что имеет тенденцию затуманивать наше ясное видение Бога, должно попасть под запрет.

И все же, как это ни парадоксально, мы должны сопротивляться инстинкту делать свои оценки с помощью зрения. Народ Божий узнает, что единственный безопасный путь — это слышать, то есть слушать голос Бога в Его слове, а не истолковывать реальность через видение наших глаз. Если бы Ева (Бытие 3:6), Аарон (Исход 32:4-6), Ахан (Иисус Навин 7:20-21) и Давид (2 Царств 11:2) слышали голос Божий, а не только смотрели на ситуацию глазами, их истории могли бы сложиться совсем по-другому.

Слово надежды и радости

Первая заповедь призвана оказать нам большую помощь. Христианская жизнь — это вечные американские горки, на которых мы обнаруживаем свой грех и остатки нашей преданности меньшим богам, ведущие к новому поиску прощения и силы Христа, а затем к новому открытию того, что наше идолопоклонство проникает в наше существо глубже, чем мы раньше подозревали, так что мы ищем благодати Христа больше — и так далее. Нам нужно упорство в стремлении к благочестию. Поэтому, чтобы не впасть в уныние, важно обратить внимание на слово надежды и радости, которое вложено в Исход 20:3.

И это еще не все. Однажды мы увидим Его лицом к лицу и будем подобны Ему. «И всякий, кто так надеется на Него, очистит себя, как Он чист» (1 Иоанна 3:2-3).

Джеймс Фишер (1697-1775) в своем некогда популярном одноименном катехизисе задает вопрос: «Почему эта и другие заповеди даются во втором лице единственного числа, «ты», а не во множественном, Вы или мы?» Все очень просто — чтобы показать, что Бог хочет, чтобы мы приняли Его заповеди, сказанные каждому из нас в отдельности, как если бы мы были упомянуты по имени.

«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» — не такая уж плохая идея напечатать эти слова на маленькой карточке, вставить свое собственное имя, не так ли?

 

Автор статьи — Синклер Фергюсон, профессор Реформатской духовной семинарии


 

Источник 

Фото