Почему наша сегодняшняя жизнь так коротка? Если вы читали первые главы Книги Бытия, то наша средняя продолжительность жизни в восемьдесят лет прискорбно мала по сравнению с тем, когда люди жили до трехсот, четырехсот, даже девятисот лет. И сегодня к нам поступил вопрос от слушателя подкаста по имени Стивен: «Дорогой пастор Джон, спасибо вам за ваше служение. Не могли бы вы поделиться своими мыслями о том, почему первые люди жили бесконечно в первых главах Книги Бытия? Спасибо!»
Вопрос о том, почему люди жили так долго в ранней истории человечества, как описано в Книге Бытия с 1 по 10 главу, является обратной стороной того, почему люди в течение тысяч лет жили только 70 или 80 лет. Конечно, это также обратная сторона того, почему миллионы людей умерли в возрасте 5 или 45 лет. Другими словами, проблема смертности в мире представляет собой огромный контраст не только с вечной жизнью, но и с жизнью в 900 лет. Итак, в чем же дело?
В книге Бытия 5 главе, мы находим удивительные вещи – Адам прожил 930 лет, его сын Сиф — 912 лет, сын Сифа прожил 910 лет, Мафусаил прожил 969 лет, и Ной 950 лет. Затем, после потопа, сын Ноя Сим живет 600 лет; его сын — 438 лет; затем Шела — 433 года; затем Пелег — 239 лет; а затем Тера, отец Авраама — 148 лет. А затем года жизни патриархов: Авраам — 175 лет; Исаак — 180 лет; Иаков — 147 лет. А затем, после четырехсотлетнего рабства в Египте: Моисей прожил — 120 лет и Иисус Навин — 110 лет. И когда мы переходим к периоду царей, мы узнаем, что Давид же умер в 70 лет, а Царь Соломон в 80 лет.
Где царит смерть
Насколько я могу видеть, в Библии прямо не говорится, почему Бог предопределил, чтобы раннее человечество жило так долго. Если мы задумаемся над тем, что Библия говорит о том, почему наша жизнь так коротка, мы получим ключ к пониманию того, почему ранние поколения жили так долго. Из истории сотворения мира в книге Бытия 1-3 главы и в Послании к Римлянам 5:12-14 мы узнаем, что смерть не должна была быть частью совершенного мира до того, как в мир вошел грех, а вместе с ним и смерть. Бог угрожал смертью в наказание за непослушание (Бытие 2:17). Поэтому присутствие смерти в мире — это не естественная часть изначального, совершенного творения, а беда падшего творения. Это наказание. Апостол Павел говорит об этом так в Послании к Римлянам 8:20-21: «потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».
Павел описывает нынешнее положение сотворенного мира как подверженного тщетности и находящегося в рабстве у тления. И слово «тление» регулярно относится к смертности и к тому, как вещи переходят от состояния жизненности к разложению и смерти. Бог подверг мир тлению, тщете, смерти. Смерть — это божественный, судебный приговор человечеству за грех. Псалмопевец выразился так:
«Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи… Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Псалом 89:4-5, 9-10).
Теперь, если мы спросим, какова цель этого божественного суда, ответ, по крайней мере, частично, состоит в том, чтобы заставить нас осознать, что грех ужасен. Грех — это великое оскорбление Бога, а жизнь коротка, и нам нужна мудрость, чтобы осознать, как думать и жить. Итак, псалмопевец молился,
«Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим: скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий» — (Псалом 38:4-6).
И Иаков в Новом Завете делает то же самое, когда говорит: «Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве» (Иакова 1:10). Так же и Петр в 1 Послании Петра 1:24-25: «Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано».
Что же мы можем сказать о необычайно долгой жизни первых людей в книге Бытия 1-10? Почему они прожили 900 лет? Возможно, есть ключ к разгадке в словах пророка Иакова перед его смертью. Он говорил в книге Бытия 47:9: «Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их».
Итак, я предлагаю, чтобы Бог даровал нам эти долгие года жизни, чтобы мы, оглядываясь назад, могли увидеть, от чего мы пали. Другими словами, эти долгие года жизни свидетельствуют о том, что смерть не была частью совершенного творения. Бог сохранял жизни в течение сотен лет в те ранние века, чтобы показать, что жизнь, а не смерть, была Его замыслом. Таким образом, долгая жизнь первых людей свидетельствует о том, насколько коротка наша жизнь и как Божий замысел в начале и Его замысел в будущем — это приглашение в вечную жизнь.
Павел говорит во 2 Тимофею 1:10: «[Благодать] была проявлена через явление нашего Спасителя Христа Иисуса, Который отменил смерть и принес жизнь и бессмертие к свету через Евангелие». Другими словами, Евангелие Христа отменяет проклятие смертности и открывает дверь вечной жизни для всех, кто верит.
Автор статьи – Джон Пайпер, основатель христианского портала Desiring God