Надежда на маловероятную дружбу

    Пуританский богослов Джон Оуэн (1616-1683) широко известен своим учением о грехе и искушении. Он обладал способностью

 

 

Пуританский богослов Джон Оуэн (1616-1683) широко известен своим учением о грехе и искушении. Он обладал способностью делать проницательные наблюдения не только о человеческой греховности, но и о человеческой слабости. «Мы всего лишь пыль, — заявляет Оуэн, — и Бог знает, что мы всего лишь пыль». В результате Бог в своем провидении делает общие послабления, «которые подходят для нашего облегчения в нашем паломничестве».

Эти божественные условия включают материальные благословения, такие как «дома, земли, и имущество», а также нематериальные благословения, такие как «комфорт родственников и друзей». В то время как наша самая большая нужда — это Христос, «мы очень нуждаемся в этих вещах» (Труды Джона Оуэна, 21:340). Для Оуэна одним из источников освежения, которым он наслаждался во время своего паломничества, была дружба с баптистским священником и аллегористом Джоном Баньяном.

 

Маловероятная Дружба

Дружба — важный, хотя и упущенный из виду ингредиент реформации. Иногда мы думаем о таких фигурах, как Лютер и Кальвин, работающих в качестве одиноких Реформаторов, и забываем о поддержки людей, которые дополняли и даже расширяли их служения. Рядом с Лютером стоял Меланхтон. Кальвина окружали Фарел, Вирет и Беза. Эти реформаторы за кулисами, как назвал их покойный Дэвид Штайнмец, подчеркивают жизненно важную роль, которую дружба играет в условиях, где христиане живут, работают и поклоняются. Например, после восстановления Карла II на троне Англии в 1660 году маловероятная дружба между Оуэном и Баньяном привела к публикации одного из самых важных литературных достижений современного мира.

Древний философ Цицерон, как известно, описал дружбу как «не что иное, как согласие с доброй волей и привязанностью между двумя людьми обо всем божественном и человеческом» (Как быть другом, 39). По общему мнению, Оуэн и Баньян разделяли большую доброжелательность и привязанность друг к другу, даже если на первый взгляд у них было мало общего. Оуэн был образован и имел хорошие связи. Баньян был умен и одарен, но не образован, беден и незначителен. С таким разным прошлым их отношения уже давно захватили воображение биографов, ученых и обычных читателей. Два хорошо известных эпизода иллюстрируют их отношения, а также учат нас кое-чему о ценности и границах дружбы.

 

Проповедь Тинкер

Джон Баньян был популярным английским писателем и баптистским проповедником, возможно, отчасти благодаря рассказам о его проповедях другим заключенным в Бедфордской тюрьме. После освобождения из тюрьмы репутация Баньяна росла, поскольку он часто ездил в Лондон и близлежащие районы, чтобы проповедовать, и целых три тысячи нетерпеливых диссидентов собирались, чтобы послушать его. Очевидно, в одном случае не менее тысячи двухсот человек собрались уже в 7:00 утра «темным зимним утром», чтобы посидеть на его проповеди (Джозеф Ивими, Жизнь мистера Джона Баньяна, 295).

Время от времени «среди его аудиторов» в Лондоне «был его друг и поклонник, доктор Джон Оуэн». Услышав новость о том, что Оуэн высоко оценил проповедь Баньяна, король Карл II якобы спросил Оуэна, «как тот, у кого было так много знаний, мог слушать проповедь жестянщика». На что Оуэн, по-видимому, ответил: «Да будет угодно вашему величеству, если бы у меня были способности лудильщика к проповеди, я бы с радостью отказался от всех своих знаний» (Ivimey, A History of the Baptists, 2: 41).

Историк Аллен Гельцо в статье «Христианство сегодня», посвященной Оуэну, задается вопросом, является ли этот эпизод «апокрифическим или нет», но быстро утверждает, что «эта небольшая история … раскрывает большую часть христианского характера Оуэна». Самое раннее упоминание об этом эпизоде, которое я нашел, относится к девятнадцатому веку. Тем не менее, привлекательность этой истории проистекает из того восхищения, которое Оуэн, бывший вице-канцлер Оксфордского университета, как говорят, испытывал к проповедническим талантам Баньяна жестянщика, необразованного мастера по металлу. Джеймс Моффат, например, настаивает на том, что «эта история, очевидно, подлинна», и описывает «благородную зависть» Оуэна к способности Баньяна «эффектно говорить… с простыми людьми» (Золотая брошюра Джона Оуэна, 77).

Независимо от происхождения цитаты, она выражает максиму, которой я часто делюсь со своими учениками: как христиане, мы должны радоваться дарам, которые Бог дает другим людям. Баньян согласился бы. В какой-то момент их отношений Оуэн отказался от обязательства написать предисловие к одной из работ Баньяна. Нисколько не смутившись, Баньян увидел, что нет худа без добра. «Возможно, во славу Божью истина должна была явиться в мир обнаженной, чем в сопровождении такого могущественного оруженосца, как он» (Труды Джона Баньяна, 2:649). Даже когда Оуэн подвел своего друга, Баньян видел в Оуэне того, кем он восхищался.

 

Рождение классики

Второй эпизод более хорошо засвидетельствован и связан с тем, что Баньян был заключен в тюрьму на двенадцать лет за незаконную проповедь в качестве нонконформистского служителя. Эту историю рассказывает Джон Асти, один из самых ранних биографов Оуэна.

Один из друзей Баньяна обратился к Оуэну с просьбой ходатайствовать перед епископом Томасом Барлоу, бывшим преподавателем Оуэна в Оксфорде, об освобождении Баньяна. У Оуэна была долгая история с Барлоу, и, возможно, он думал, что сможет уговорить своего старого наставника. Однако его надежды  были разбиты. Барлоу «подвел» Оуэна, хотя Оуэн «ожидал служения [Барлоу], заявлявшего о дружбе». Времена были напряженными. И Барлоу не желал действовать, пока Оуэн не заручится одобрением лорд-канцлера Хениджа Финча. Хотя Барлоу заверил Оуэна, что «приложит все усилия, чтобы служить ему», он, похоже, заставил Оуэна работать усерднее, чем он, возможно, ожидал, ради свободы Баньяна, что осложнялось только тем фактом, что Оуэн также был занят получением лицензии на брак со своей второй женой Дороти Д’Ойли. Наконец, однако, дело было сделано, и «бедняга [Баньян] был освобожден» 21 июня 1677 года.

Полные детали вмешательства Оуэна от имени Баньяна трудно собрать воедино, но задержки, с которыми Оуэн и другие столкнулись, чтобы освободить своего друга, оказались полезными для Баньяна. Он использовал свое время в тюрьме «на полную катушку». Как только Баньян был, наконец освобожден, мы знаем, что он обратился к издателю Оуэна Натаниэлю Пондеру с рукописью, которую он написал, находясь в тюрьме, с доказательствами того, что Оуэн познакомил их обоих.

Рукопись была не чем иным, как «Прогрессом пилигрима», и издатель Оуэна впоследствии будет назван «Баньян Пондер». В результате была выпущена книга, которая изменила мир. Оуэн, вероятно, входит в число персонажей, на которых ссылается Баньян в своем «Извинении», которое побудило его напечатать «Прогресс Пилигрима». В конечном счете, шедевр Баньяна является свидетельством того, как преследования, разочарования и неудачи часто создают условия для литературного совершенства и личной верности.

 

Освежение друзей

Отношения между Оуэном и Баньяном были отмечены взаимным восхищением, личными благосклонностями, нереализованными ожиданиями и даже связями в служении между их конгрегациями в Лиденхолле и Бедфорде. Их жизнь напоминает нам, христианам, что все мы «нуждаемся» в дружбе. Мы нуждаемся в дарах друг друга, даже когда они сильно отличаются от наших собственных, и мы нуждаемся в помощи и поддержке друг друга, особенно в самые трудные времена.

Как сказал бы Оуэн, возможно, даже думая о Баньяне, утешение друзей — это один из великих источников «освежения», который Бог дает нам, когда мы совершаем наше паломничество из этого мира в грядущий.

 

Автор статьи — Джон У. Твиддейл, профессор Библейского колледжа Реформации


 

Источник