Что есть скромность?

Однажды в одном из семестров, когда я училась в колледже, мы с подругами проводили свободное время за чтением

Однажды в одном из семестров, когда я училась в колледже, мы с подругами проводили свободное время за чтением и обсуждением книги Венди Шалит «Возвращение к скромности: обнаружение утраченной добродетели». Шалит, еврейский философ, утверждала, что культура секса без ограничений вредна и что женская скромность полезна как для женщин, так и для общества в целом.

 

Каждую неделю мы с друзьями расстилали одеяло на солнечном клочке травы кампуса и обсуждали такие вещи, как врожденная или культурная женская скромность, снижают ли стандарты скромности или расширяют возможности женщин, согласуются ли аргументы Шалит с учением Библии и так ли важна наша скромность, как, казалось, думала Шалит.

 

Услышав о нашей дискуссии, группа христианских парней в кампусе начала называть нас «пуританками». Что вовсе не было комплиментом.

 

Трудная Тема

 

За 20 лет, прошедших со времен моего колледжа, говорить о женской скромности не стало легче. С одной стороны, христиане, осуждающие законничество культуры чистоты, отказываются от учения, которое стремилось бы установить стандарты одежды и сексуального поведения, специально предназначенные для женщин и конкретно не названные в Писании. С другой стороны, неверующий мир отбрасывает все ограничения для сексуального самовыражения и ненавидит любые попытки исправить чей-либо выбор. Кроме того, все мы справедливо опасаемся непреднамеренного перекладывания ответственности за жестокое обращение на жертв.

 

Женская скромность поднимает вопросы о культурных нормах, половых различиях и толковании Библии. Для некоторых это также вызывает чувство вины и стыда. Неудивительно, что мы предпочли бы вообще игнорировать эту тему.

 

Но каждое утро женщины встают перед выбором – что бы им одеть, дабы выглядеть достойно. И если мы не изучим выбор, который мы делаем, мы не подчинимся повелению Павла «внимательно смотри … как ты ходишь» (Еф. 5:15). Более того, если мы не продумаем, как мы одеваемся, мы также не сможем помочь следующему поколению продумать это.

 

Возможность для ученичества

 

Матери, которые обращаются ко мне по поводу скромности, обычно спрашивают что-то вроде: «Должна ли я позволять своей дочери носить укороченные топы?» или «Как насчет бикини?» Но, хотя это могут быть непосредственные вопросы, более глубокая проблема касается того, какими людьми Бог делает нас. И для того, чтобы помочь нашим дочерям сделать мудрый выбор, нам нужно заложить прочную основу.

 

 

Шалит в своей книге пишет о том, что нескромно одетая женщина «представляет себя таким образом, что совершает насилие над тем, кто она есть на самом деле». То, что мы носим, рассказывает историю о том, кто мы есть. Когда Бог сшил первую одежду для Адама и Евы (одежду, которая, я убежден, была прекрасно сшита, а вовсе не в рваных нарядах Фреда Флинстоуна, изображенных в материалах воскресной школы), он что-то говорил о том, кем они были: падшими и все же нежно заботились о Боге. И все, что мы вытащили из наших шкафов за прошедшие поколения, должно рассказать похожую историю.

 

Как матери, разговаривающие с дочерями, и как пожилые женщины, поощряющие молодых женщин, у нас есть возможность формировать не только подолы или вырезы, но и людей с бессмертными душами. Когда мы призываем молодых женщин вспомнить, кто они такие, это помогает им решить, что надеть.

 

 

Рассмотрим пять истин о нашей личности, которые могут помочь женщинам (молодым и старым) решить вопрос – как им одеваться.

 

  1. Вы не принадлежите себе.

 

«Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:19-20). Что бы мы ни делали со своими телами, мы должны делать это с признанием того, что наши тела нам не принадлежат. Для дитя Божьего выбор одежды на вешалке не безграничен. У нас есть возможность указать нашим дочерям на привилегию выбирать одежду с прицелом на прославление Бога в мире. Поскольку Он сотворил и искупил нас, мы одеваемся—и делаем все остальное—в честь Него.

 

  1. Вы — женщина.

 

В начале Бог сотворил их мужчиной и женщиной по своему образу и подобию. Мы не просто люди в целом; мы женщины. Наставление Нового Завета о длине волос у мужчин и женщин (1 Кор. 11:14-15) указывает на то, что женщины должны выглядеть иначе, чем мужчины. Мы разные женщины—с различными предпочтениями, телами, культурным и этническим происхождением, обстоятельствами, —и одной женщине потребуется другая одежда, чем другой. Но что бы мы ни выбрали, наша одежда не должна быть направлена на андрогинность. Одежда должна быть направлена на то, чтобы выразить (и порадоваться) тому факту, что Бог создал нас, женщин.

 

У каждого человека есть части тела, которые «непрезентабельны», и поэтому к ним следует «относиться с большей скромностью» (1 Кор. 12:24). Женщина, по замыслу Господа, имеет особое тело, и поэтому то, что мы выбираем для ношения, должно соответствовать телу, которое дал нам Господь. Покрытие определенных частей тела не отрицает факт нашей Богом данной сексуальности и не стремится умалить нашу красоту. Напротив, как показывает аналогия Павла, скромное отношение к этим частям является признаком уважения их важности.

 

Как написала Элизабет Эллиот в книге «Позволь мне быть женщиной»: «Тот факт, что я женщина, не делает меня другой христианкой, но тот факт, что я христианка, делает меня другой женщиной». Бог создал нас женщинами, значит мы изначально были призваны одеваться соответственно.

 

  1. Вы принадлежите сообществу.

 

Во всем Писании нет одиноких христиан. Как только Бог призывает кого-то к себе, Он немедленно присоединяет этого человека ко всем остальным людям Своего народа. Мы являемся частью церкви—общины искупленных.

 

И это означает, что мы одеваемся не только для себя. Когда апостолы наставляли женщин украшать себя нежностью, а не драгоценностями (1 Пет. 3:3-5), и добрыми делами, а не дорогой одеждой (1 Тим. 2:9-10), они писали собравшейся церкви. Эти слова публично призвали общины создать культуру, в которой благочестие было важнее одежды. Как отдельные люди и как группа, внешний вид женщин в наших церквях должен свидетельствовать: мы гораздо больше заботимся о сердцах, чем об одежде.

 

Это также означает, что мы сделаем все, что в наших силах, чтобы способствовать святости в сердцах и умах наших единоверцев. Мы «призваны быть святыми вместе» (1 Кор. 1:2). Мы не хотим, чтобы наша одежда служила поводом для ревности или вожделения. Возможно, мы не несем ответственности, если кто-то грешит, но наша привилегия — помочь предотвратить это. Потому что мы любим святых—потому что Христос любит святых—мы готовы выбирать нашу одежду, чтобы поощрять святость общины.

 

  1. Вы призваны служить.

 

В Библии есть много перечислений о «модной одежде»: свадебные наряды, одежды для праздников, нарядные пальто для любимых детей. Заповедь «радуйтесь с теми, кто радуется» (Рим. 12:15) означает, что в некоторые дни мы будем одеваться в одежду, предназначенную для празднования добрых даров Божьих и для того, чтобы присоединиться к радости других людей. Но в большинстве случаев это не праздничные дни.

 

Большинство дней — это обычные, рутинные, рабочие дни. И поэтому большая часть нашей одежды должна позволять нам служить: наклоняться, чтобы поднять ребенка, наклоняться и убирать пролитую воду в столовой, подниматься по лестнице, чтобы навестить друга, стоять на платформе и учить, помогать переносить чьи-то вещи или складывать продукты на полку.

 

Когда речь заходит о том, чтобы выбрать одежду, в более старых переводах Священных Писаний используется слово «пояс», язык для завязывания пояса в качестве заключительного шага готовности. Сыновья Аарона препоясались для служения священства; воины Давида препоясались для битвы; Иисус препоясался, прежде чем омыть ноги ученикам.

 

Наша одежда не должна мешать нам быть полезными; она должна только способствовать эффективности жизни. И так как мы призваны работать и служить — мы должны в первую очередь, опоясаться своим призванием.

 

  1. Вы находитесь под властью.

 

Родители-христиане молятся за своих детей, указывают им на пример Христа и стремятся обучить их библейской истине и мудрости. По мере необходимости родители также устанавливают для своих детей конкретные правила. Это, очевидно, важно для малышей, но не менее важно и для подростков. Независимо от того, идет ли речь о конфетах перед обедом или одежде для церкви, родители обязаны научить своих детей любить то, что лучше всего.

 

Не всегда легко принимать решения о том, что должны носить наши дочери, и также часто возникает соблазн отвергнуть законные полномочия тех, кто устанавливает дресс-коды. Много лет назад, работая над обменом униформой в школе моих детей, я регулярно сталкивалась с юбками, которые были укорочены или затянуты в соответствии с дресс-кодом, не по соображениям подгонки, а просто потому, что девочки предпочитали этот стиль, а родители соглашались.

 

Но мы — люди, находящиеся под властью. Мы подчиняемся прежде всего власти Господа, но также и всякой законной власти, которую Он установил (1 Пет. 2:13-14). И поэтому мы одеваемся как люди, находящиеся под Его властью. Родительское правило о конкретной одежде, дресс—код в школе или лагере, а также рекомендации в бассейне или на рабочем месте—какими бы произвольными они ни казались — были даны авторитетом. Мы отбрасываем такие правила с опасностью для наших душ; мы радостно подчиняемся им под Господом.

 

Хотя народное воображение предполагает, что скромность — это не более чем несколько дюймов кожи, скромность начинается с крепкого ученичества. И это не простое и отнюдь не банальное дело. По одежде, которую мы выбираем, мы рассказываем историю о том, кто мы есть на самом деле.

 

 

 

Автор статьи — Меган Хилл, жена пастора Западной Спрингфилдской общинной церкви Завета (PCA), живущая в Массачусетсе, и редактор Евангелической коалиции. Она является автором нескольких книг, в том числе «Партнеры по Евангелию: 50 медитаций для жен пасторов и старейшин» (P&R, апрель 2021 года) и «Место, которому следует принадлежать: Учимся любить местную церковь» (Crossway, май 2020 года).

 

 

 

Источник