Кто написал Послание к Евреям?

Исследование тайны Нового Завета В течение первых 1500 лет истории церкви большинство христиан верили, что Павел написал Послание

Исследование тайны Нового Завета

В течение первых 1500 лет истории церкви большинство христиан верили, что Павел написал Послание к Евреям. Однако во времена Реформации выявили серьезные проблемы с авторством Павла, не в последнюю очередь из-за большого стилистического расхождения между посланием к Евреям и другими посланиями Павла. С тех пор, хотя многие пытались связать авторство Послания к Евреям с другими членами апостольской группы — от Варнавы и Силы до Аполлоса и Луки, — сомнения все еще оставляют этот вопрос неопределенным. Тем не менее, даже в отсутствие известного автора, авторитет Послания к Евреям остается надежным. Христиане в течение двух тысяч лет слышали голос Христа в послании к Евреям, и обладание этим богодухновенным посланием гораздо ценнее, чем знание его автора.

В нашей продолжающейся серии тематических статей для пасторов, лидеров и учителей Дэвид Матис исследует, что мы можем и не можем сказать об авторстве Послания к Евреям.

«Это загадка, окутанная тайной, внутри самой загадки».

Как известно, именно так Уинстон Черчилль описал Россию в 1939 году, когда его спросили о намерениях и интересах нации. «Я не могу предсказать вам действия России», — признал он.

В исследованиях Нового Завета эта строка может быть наиболее точно применена к Посланию к Евреям, одной из самых загадочных из непреходящих загадок этой области. Послания к Римлянам и Евреям одинаковой длины можно назвать двумя великими посланиями христианского богословия, и все же о Римлянах достоверно известно гораздо больше. С Римлянами мы получаем систематически обоснованное сердце Павла. С Евреями мы получаем еще один ученый, мощный, дополняющий голос — но чей? Обращаясь к Посланию к Евреям, можно подумать о странной фигуре Мелхиседека и сложной аргументации главы 7, захватывающих предупреждающих отрывках в главах 6 и 10 и цитаты из Ветхого Завета в главе 1, которые многие читатели пытаются понять в контексте.

Уильям Лейн начинает свой впечатляющий двухтомный комментарий с этого:

«Послание к Евреям — это наслаждение для человека, который любит головоломки. Его форма необычна, его жизненная обстановка неопределенна, а его аргументы незнакомы. Он приглашает к участию в задаче определения неопределенного.

И самая большая загадка из всех них — это информация, которую церковная история и сегодняшние верующие не считают недостающей ни для одного другого документа Нового Завета: кто его написал?».

Мог ли это быть Павел?

В отличие от посланий Павла — и всех других посланий Нового Завета, за исключением посланий Иоанна, — Послание к Евреям не начинается с имени его автора. Также нигде не разглашается его имя и не даются какие-либо явные подсказки относительно его личности. Самая близкая информация, которой мы располагаем, — это упоминание Тимофея в качестве помощника в конце: «Наш брат Тимофей был освобожден» (Евреям 13:23). Предполагая, что это Тимофей, которого мы знаем из Деяний 16-20 и посланий Павла (и особенно двух писем, адресованных ему), автор Послания к Евреям, по-видимому, принадлежит к кругу Павла. Так что вопрос уже давно стоит так: может быть, это сам Павел?

Когда мы рассматриваем историю признания послания в христианском каноне, мы не можем игнорировать раннее предположение, что это было от Павла. Сохранившиеся записи не обширны, но Восточная церковь явно приняла Павла, как автора. Однако на Западе принятие было медленнее, хотя оно укрепилось ко времени Августина (354-430) и Иеронима (347-420). Поразительно высокая христология послания оказалась ценной в борьбе с арианской ересью, которая исповедовала Христа как простое творение, а не вечного Бога. Каноничность евреев оставалась неоспоримой к концу четвертого века. Павел всеми считался автором.

В течение следующего тысячелетия и более эта позиция оставалась, по существу, неоспоримой, поскольку многие читали Священные Писания на латыни. Однако во время Реформации начали возникать новые вопросы, когда ученые обратились к источникам (ad fontes), самостоятельно прочитали греческий вариант и достаточно освоились в Новом Завете, чтобы заметить резкие различия в типичном стиле Павла и Послании к Евреям.

Некоторые ученые, цепляющиеся за авторство Павла, пытались по-разному объяснить явные различия в стиле. Возможно, Павел писал на иврите, а Лука, скажем, перевел письмо на греческий. Или, может быть, Павел соавторствовал с другим членом апостольской группы. Возможно, у помощника Павла (секретаря) был более длинный, чем обычно, поводок, что придавало этому посланию особый стиль по сравнению с другими его тринадцатью письмами.

Однако лучший аргумент против Павла, как автора, содержится в самом письме.

Даже несмотря на то, что автор Послания к Евреям не оставляет нам своего имени, он ссылается на себя в откровенном заявлении в начале главы 2 — и при этом он говорит так, что мы можем с полным основанием признать, что апостол Павел категорически не стал бы говорить.

Говоря о христианском Евангелии (и Новом Завете в отличие от старого) как о «великом спасении», автор пишет: «Оно было провозглашено сначала Господом, и оно было засвидетельствовано нам теми, кто слышал» (Евреям 2:3). Здесь внимательно обратите внимание на три стороны. Первый — это сам Господь Иисус. Он не только пришел как великое Создание свыше и совершил великое спасение, но и рассказал об этом. Он сам проповедовал, учил и провозглашал Божье Слово. Затем в Послании к Евреям упоминается вторая группа: «те, кто слышал» — то первое поколение апостолов и христиан, которые следили за жизнью Иисуса, были свидетелями Его смерти, видели Его воскресшим и уверовали. Они сами видели, знали и слышали Иисуса. Затем автор Послания к Евреям относит себя к третьей группе: «Это было засвидетельствовано нам теми, кто слышал».

Основываясь на том, что Павел пишет в другом месте, и на том, как он рассуждает и понимает свое призвание апостола Христа, Павел не стал бы причислять себя к этой третьей группе, которая получила послание через другую группу, а не получила его непосредственно из уст Господа. Например, Павел пишет Галатской церкви о Евангелии, которое он проповедует: «Я не получил его ни от кого и не был научен ему, но я получил его через откровение Иисуса Христа» (Галатам 1:12). Решающее значение для Павла, как апостола, «преждевременно рожденного» (1 Коринфянам 15:8), имело то, что он встретился лицом к лицу с воскресшим Христом по дороге в Дамаск и получил истину и свое поручение от самого Христа.

Послание к Евреям 2:3, таким образом, заставляет многих ученых-постреформаторов вместе с Лейном говорить об авторе: «Несомненно, что это был не Павел».

 

Кто бы это мог быть сейчас?

Дж. А. Т. Робинсон (1919-1983) комментирует в своей книге 1976 года:

«Мантия апостола [Павла] частично легла на самого писателя. Он может обращаться к своим читателям с пасторским авторитетом, превосходящим авторитет их собственных лидеров, и с чистой совестью, связанной с местным участием (Евр.13:17 и далее), и все же без личных претензий на апостольскую эгиду. Таких людей не могло быть слишком много вокруг» (с.3).

Тертуллиан (около 160-220 гг.) предложил Варнаву, который сотрудничал с Павлом в евангельских победах в первом миссионерском путешествии (Деяния 13:1-15:35). Некоторые задавались вопросом, может ли заключительная ссылка автора на послание как на «слово ободрения» (13:22) намекать на имя Варнава, «что означает сын ободрения» (Деяния 4:36). Однако Павел и Варнава не оставались в одном и том же кругу бесконечно. У этих двоих были «резкие разногласия» по поводу Марка, и они «отделились друг от друга» (Деяния 15:37-41), сделав это до того, как Павел встретил Тимофея (Деяния 16:1).

Другие предложили Силу (Сильвана), который вместе с Павлом и Тимофеем писал 1 Коринфянам, 1 Фессалоникийцам и 2 Фессалоникийцам (а также помогал с 1 Посланием Петра). Примечательно, что Мартин Лютер предложил Аполлоса, который, по-видимому, «из тех людей, которые написали Послание к Евреям». 4 Деяния 18:24 описывает Аполлоса как еврея, уроженца Александрии, «красноречивого человека, сведущего в Священных Писаниях». Тем не менее, ранние отцы церкви из города Александрия не упоминает Аполлоса как возможного автора. Разве Александрийская церковь забыла бы, что один из ее собственных авторов создал такой шедевр?

В конце концов, предложения Варнавы, Аполлоса и Сильвана постигла та же участь: у нас нет образцов письма от них для сравнения. Тем не менее, у нас есть еще один кандидат, которого мы можем упомянуть.

Одним из первых имен, которые были предложены в истории церкви, был Лука. Ориген Александрийский (около 184-253 гг.) обнаружил, что богословие послания дополняет богословие Павла, но его стиль явно чужд ему («словесный стиль послания… не груб, как язык апостола… но… его дикция более чистая греческая»), и Ориген вслух задумался о Луке или Клименте Римском (с. 35-99, не путать с Климентом Александрийским, с.150-215). Джон Кальвин (1509-1564) и немецкий гебраист Франц Делич (1813-1890) оба записались в пользу авторства Луки.

Б. Ф. Уэсткотт (1825-1901) утверждает в своем комментарии к Евреям, что «ни один беспристрастный студент не может не быть поражен частым использованием слов, характерных для святого Луки». Генри Элфорд (1810-1871) также был поражен: «Читатели этого комментария часто будут поражены словесными и идиоматическими совпадениями со стилем Деяний Луки». Многие присоединились к ним в наблюдении «сходства стиля» или «стилистического сходства».

Совсем недавно профессор Юго-Западной семинарии Дэвид Аллен опубликовал в 2010 году полную монографию под названием «Авторство Луки. Послание к Евреям». Действительно, для авторства Луки нужно было привести доводы. Очевидно, что и Деяния Луки, и Послание к Евреям относятся к более высокому уровню греческого языка, чем остальные документы Нового Завета. Если мы начнем с известных авторов книг Нового Завета, как предлагает Аллен, то Лука, по-видимому, является очевидным выбором. И если бы мы могли достоверно считать Луку автором Послания к Евреям, мы бы считали его автором почти трети всего Нового Завета (и, возможно, также в качестве амануэнсиса Павла для 1-2 послания к Тимофею и Титу).

Однако мы не ограничиваемся известными авторами, и, как признает сам Аллен в своем комментарии, самое большее, что мы можем сказать, это то, что «автором должен был быть кто-то вроде Луки». Лейн фиксирует смиряющую истину: «Пределы исторических знаний препятствуют положительной идентификации автора».

Таким образом, вопрос, который сопровождал загадку об авторе послания, заключается в каноничности: если мы не можем убедительно установить личность автора, можем ли мы разумно воспринимать послание к Евреям как часть канона Нового Завета — правила или мерила нашей веры, Священного Писания?

 

Церковь в целом и на протяжении всего времени долгое время придерживалась относительной уверенности в отношении автора всех других книг Нового Завета. Из 27 книг 21 была написана Павлом и членами первоначальных двенадцати книг Иисуса — Матфеем, Иоанном, и Петром. Кроме того, мы знаем личность четырех других авторов Нового Завета, явно связанных со Христом и Его апостолами: Марк написал свое Евангелие совместно с Петром; Лука написал свое Евангелие и действует как спутник Павла; Иаков и Иуда были (сводными) братьями Иисуса (Матфея 13:55; Марка 6:3; Галатам 1:19; Иуда 1), в частности, Иаков занимал видное место в руководстве ранней церковью (Деяния 12:17; 15:13; 21:18; 1 Коринфянам 15:7; Галатам 2:9). Апостольство, можно сказать, находится в центре каноничности, но не во всей ее полноте.

Таким образом, послание к Евреям подталкивает нас на один шаг дальше. Если оно было написано Лукой, нас это больше не беспокоит, так как его Евангелие и Деяния признаются без вопросов. Но поскольку мы по-прежнему не уверены в Луке — или подозреваем другого автора, который не был апостолом или близким соратником, — тогда требуется дополнительное обоснование.

Какой бы загадкой, ни было послание к Евреям, его видение и ценность никогда не подвергались серьезным сомнениям.

 

Автор статьи — Дэвид Матис, ответственный редактор desiringGod.org


 

Источник 

Фото