Я люблю библейское богословие (изучение каждой книги Библии и в контексте всей Библии), которое интерпретирует самораскрытие Бога через священную разворачивающуюся сюжетную линию Священного Писания. Библейское богословие изучает все доктринальное, относящееся к божественному откровению Ветхого и Нового заветов, по Библии и в ней самой, чтобы подлинное содержание обрисовывалось во всей непосредственности и первоначальности.
Мне нравится, как в нем прослеживается святая любовь Бога к нам во Христе от вечности; через творение; через грехопадение; и через Его спасение, обещанное, совершенное, примененное и окончательно и навсегда осуществленное.
Мне нравится, как библейское богословие подчеркивает всеобъемлющее повествование Священного Писания. Это спасает нас от холодного интеллектуального изучения Священного Писания, когда мы смотрим на Слово глазами вечной, суверенной и торжествующей любви Бога.
И мне нравится, как библейское богословие намеренно ориентировано на Христа. Рассматривая Божье откровение через эту призму, мы видим, что Иисус постепенно раскрывается не как запоздалая мысль, а как последнее Слово Бога.
Но нынешние внутрицерковные дебаты выявили теологическую уязвимость слишком доминирующей библейской теологии. Верующие сегодня знают слишком мало из всего, что Бог говорит о проблемах, с которыми мы сталкиваемся. Библейское богословие так пристально фокусируется на лесе — великом плане. В нем может не хватать отдельных деревьев, бесчисленных доктринальных дубов, кленов, и секвой, которые возвышаются перед нами как прочные столпы истины, закона и благодати.
Это говорит о решающей роли систематической теологии (изучение христианской доктрины в рамках логических категорий), которая собирает, исследует, организует и (если все сделано правильно) применяет множество соответствующих библейских текстов, раскрывающих Божий разум по любой данной теме. Библейское богословие без систематического богословия упускает большую часть истины, раскрываемой каждым текстом. По моим наблюдениям, слишком часто решительный подход «сюжетной линии» не дает более полного понимания написанного Слова.
Библейское богословие дает нам широту истории искупления, в то время как систематическое богословие дает нам глубину. Библейское богословие фокусируется на постепенно раскрывающейся сюжетной линии Божьего Слова. Систематическое богословие собирает тексты и истины, которые сопровождают — эту сюжетную линию, чтобы мы могли получить более полное и детальное представление о Божьем разуме.
Теологический редукционизм
Неспособность понять, что все Священное Писание говорит о каком-либо конкретном вопросе — и как это вписывается в Божью объединяющую истину — привела к тому, что изучающие Библию преуменьшили или даже отвергли библейские доктрины. Узкая фиксация на нескольких избранных текстах порождает поверхностный теологический редукционизм. Библейское богословие может предложить широкие категории и мотивы. Систематическая теология углубляет и уточняет, что они означают и почему они важны.
Библейское богословие знакомит нас с правосудием. Систематическая теология помогает нам определять, добиваться и устанавливать справедливость, а также развивать реалистичные ожидания относительно нее.
Библейское богословие упоминает надлежащую правовую процедуру. Систематическая теология определяет этапы, цели, гарантии и пределы этого процесса (как для обвинителя, так и для обвиняемого). Без этого мы никогда не защитим пострадавших и не уменьшим число неправомерных обвинительных приговоров и убийств.
Библейское богословие раскрывает ценность человеческой жизни. Систематическое богословие разъясняет, когда оно начинается, почему оно имеет ценность и как оно ведет к святости жизни.
Библейское богословие выделяет гендерные категории. Систематическая теология определяет, что они собой представляют, почему они существуют, какое они имеют значение, что о них говорит Евангелие и как утверждать их равенство, не уравнивая их роли.
Библейское богословие прославляет брак. Систематическое богословие раскрывает его божественное происхождение, непреходящую природу, значение Евангелия, временную цель, относительную ценность и необходимые милости.
Библейское богословие показывает нам Божье сердце для бедных и беженцев. Систематическое богословие направляет нас к тому, кто, что, когда и как являет это сердце нашим ближним.
Библейское богословие призывает нас к христианской свободе. Систематическая теология раскрывает основы, контуры, радости и опасности этой свободы.
Библейское богословие раскрывает божественный гнев. Систематическое богословие показывает, почему этот гнев является разумным, и как Бог распределит его справедливо, именно так, как каждый заслуживает. Это обнажает иронию в том, что многие отвергли то, что Библия говорит о гневе, потому что они не изучили все, что Библия говорит о гневе.
Без систематической теологии мы не сможем глубоко вникнуть в эти вопросы. Вместо этого наше недостаточное всестороннее знание Священных Писаний ограничит наше понимание и сделает наши выводы в лучшем случае поверхностными.
Как ветеран пасторского служения с почти 40-летним стажем, я интересуюсь теологией скорее на уровне практики. Я ежедневно сталкиваюсь с тем, что происходит, когда люди не полностью оснащены всем, что Библия говорит (2 Тим.3:16-17).
Пасторы и учителя должны предлагать тщательные систематические советы для информирования о повседневной жизни. Те, кто ведет нас, должны избегать теологических заметок, сокращений и звуковых фрагментов. Вместо этого они должны посвятить себя тщательному изучению Священных Писаний страница за страницей, чтобы углубить свои размышления и уточнить свои выводы.
Есть две вещи, которые я, как обычный христианин и пастор, могу сделать. Во-первых, я могу копать глубже, многократно изучая Священные Писания от корки до корки, исследуя все вопросы, которые актуальны в наше время. С этой целью я могу отказаться от любого внебиблейского чтения, которое заставляет меня чувствовать себя «хорошо подготовленным» по теме, пока я не проделаю достаточную и углубленную библейскую работу.
Во-вторых, признавая, что многие богословы более квалифицированы и хорошо подготовлены, я могу отдать предпочтение тем, чьи работы демонстрируют всесторонний и богатый нюансами библейский труд (1 Тим. 5:17; 2 Тим. 2:15). Я могу выбрать для чтения тех, кто неоднократно проходил путь от Бытия до Откровения с неустанным усердием, и кто показывает плоды этого в том, что они пишут. Я могу спросить, полны ли их книги Священных Писаний. И я могу проверить их цитируемые тексты, чтобы увидеть, соответствуют ли они своему контексту.
В конце концов, никто из нас никогда не получит ничего полностью правильного. Но чем больше мы погружаемся в тщательно продуманную систематизированную истину, тем больше у нас шансов меньше ошибаться.
Повторная приверженность систематической теологии поможет нам не ошибаться слишком сильно. Чем ближе мы будем к всеобъемлющему пониманию, тем более последовательными и понимающими мы станем. И это то, в чем так отчаянно нуждаются сегодня богословские дебаты в церкви.