Семь уроков прочной любви

  Сегодня исполняется семь лет моего брака с моей женой Фэй. Со дня нашей свадьбы я знал, что

 

Сегодня исполняется семь лет моего брака с моей женой Фэй. Со дня нашей свадьбы я знал, что седьмой год является  чем-то вроде вехи для браков (во многом, похоже, благодаря фильму 1955 года «Зуд седьмого года» (The Seven Year Itch) с Мэрилин Монро).

Фильм «Зуд седьмого года» относится к тому времени, когда один или оба супруга устают от брака и начинают жаждать чего-то нового. Хотя исследования никогда не доказывали, что семь — это точное число, различные исследования показали, что статистика разводов действительно растет и достигает пика где-то между пятью и десятью годами брака. Однако я не уверен, что нам действительно нужны были сложные исследования, чтобы доказать: брак сложнее, чем мы ожидаем. И если мы ищем причины, чтобы уйти, у нас будет из чего выбирать.

Зачем еще мы даем клятвы? «Свадебные клятвы, — напоминает нам Тим Келлер, — это не признание в настоящей любви, а взаимно связывающее обещание будущей любви» (Значение брака, 79). «Клянусь любить тебя в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас. Быть твоим может стоить мне больше, чем я когда-либо думал, но я обещаю никогда не покидать тебя». Клятвы связывают будущую хрупкость брака с самой красотой церемонии.

В своем предисловии к книге Германа Бавинка «Христианская семья» Джеймс Эглинтон пишет: «в этом падшем мире нет никаких гарантий, что брак, при всей его способности быть прекрасным и обогащающим, будет чередой растущих физических удовольствий на протяжении всей жизни. На самом деле здоровый брак, вероятно, будет больше опираться на Нагорную проповедь, чем на Песнь Песней Соломона».

После семи лет брак оказался гораздо сложнее, чем мы оба ожидали, и гораздо приятнее. Мы по-прежнему любим Песнь Песней Соломона и опираемся на нее — здоровые браки, какими бы сложными они ни были — это увлекательные романы, достойные такой поэзии. Но мы также научились, возможно, даже больше, взбираться на гору и дольше сидеть у ног Иисуса.

 

Семь слов за семь лет

Брак не находится в центре внимания Нагорной проповеди — об этом прямо говорится только в 2 из 107 стихов, — но в трех главах содержатся некоторые важные советы для браков, молодых и не очень. После семи лет, проведенных с Фэй, заповеди, предупреждения и обещания Иисуса приобретают новый вес и актуальность для евангельской драмы, которую нам было дано пережить вместе. Следующие семь слов, в частности, запомнились мне, когда мы делали наши первые шаги в восьмой год.

 

  1. Позаботьтесь о том, на чем вы строите свой дом.

«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Матфея 7:24).

После учения о гневе, похоти, беспокойстве, честности, мести, прощении, даянии, посте, молитве и многом другом, Иисус завершает свой рассказ яркой картиной двух видов домов: один построен на песке, а другой на камне. Жизни (и браки), построенные на песке, рухнут. Жизни (и браки), построенные на камне, будут стоять: в богатстве, в бедности, в болезни и в здравии — другими словами, что бы ни случилось. «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Матфея 7:25).

Что значит строить свой брак на камне? Это значит строить наши браки на послушании Иисусу. «Тогда каждый, кто услышит эти слова и исполнит их, будет подобен мудрецу, который построил свой дом на скале». Это означает активное помещение Иисуса и Его слов в центр наших ритмов, нашей романтики и даже нашего конфликта. Ищем ли мы все еще творческие способы еще больше вовлечь Его в наши браки — вместе читать Писание, вместе молиться, вместе петь, вместе благодарить Его, вместе наслаждаться Им? Каждая семья быстро учится тому, что требуется особая, наполненная Духом целеустремленность, чтобы не сойти со скалы.

Теперь о конфликте. Что, если бы, когда в нашем браке возникает напряженность, решающим фактором чаще всего было то, чего Иисус хочет больше всего? Конечно, мы не всегда будем точно знать, чего хочет Иисус, но обязательство доверять Ему и повиноваться Ему в любой ситуации разрешило бы многие трения во многих браках, не так ли?

Когда прогноз ухудшается, наползают тучи, начинают завывать ветра и лить дожди, мы чувствуем, построена ли наша любовь на твердой почве (или нет). Мы больше стремимся повиноваться Иисусу или идти своим путем? Его слова или наши чувства неизменно побеждают? Готовы ли мы снова предпринять трудные, дорогостоящие шаги, к которым Он призывает нас? Построен ли наш дом на камне — или на песке?

 

  1. Бдительно охраняйте свою верность.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога» (Матфея 5:8).

Возможно, самое ясное слово для обозначения брака в Нагорной проповеди содержится в Евангелии от Матфея 5:27-32. «Вы слышали, что было сказано: «Не прелюбодействуй». Но я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Матфея 5:27-28). Другими словами, не просто избегайте постели запретной женщины, избегайте даже воображать себя в ее постели. Идите на все, что необходимо, чтобы охранять сад вашей чистоты и близости.

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матфея 5:29).

Окружает ли наше брачное ложе такое исполненное Духа рвения? Мы когда-нибудь говорили о том, как каждый из нас борется с сексуальным искушением? Есть ли в нашей жизни мужчины и женщины, которые знают, как привлечь каждого из нас к ответственности? Глубочайшее супружеское счастье приходит к тем, кто вместе борется за чистоту, потому что вместе мы больше видим Бога: «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога».

Это верное стремление к чистоте также сопровождается обязательством никогда не уходить — ни через пять, ни через семь, ни через пятьдесят семь лет. «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матфея 5:32). Конечно, браки, разрушенные неверностью, потребуют особой заботы, совета и благодати, но Его слово остается ясным: «Итак, что Бог соединил, да не разлучит человек» (Матфея 19:6).

 

  1. Исправляйте друг друга со смирением.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матфея 5:5).

Брак освящает нас, по крайней мере, по двум важным причинам: (1) муж и жена видят больше грехов друг друга, чем кто-либо другой, и (2) завет связывает нас приятно близко на всю жизнь, в том числе и наши грехи. Мы видим худшее друг в друге, и все же нам некуда идти.

То, как моя жена реагирует на мои грехи, оказывает непропорционально большое влияние на то, как я вижу себя и свой грех (и наоборот). Как супруги, мы сидим у чувствительного, а иногда и болезненного окна в души друг друга. Вопрос в том, как мы справимся с этим бременем и привилегиями. И Иисус подсказывает нам, как проходить эти испытания:

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». (Матфея 7:3-5)

Насколько разными могли бы быть наши браки, если бы мы просто и последовательно выполняли эти три стиха? В условиях уязвимости брака тем более важно противостоять и исправлять друг друга со смирением — с терпеливым осознанием наших собственных неудач и грехов и стойкой надеждой на перемены и рост.

 

  1. Не убивайте друг друга.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матфея 5:9).

Мы можем предположить, что сексуальная безнравственность положила конец большему количеству браков, чем любая другая угроза, и она, несомненно, сокрушила и поглотила многих.

«Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Матфея 5:21-22).

Иисус не оставляет места неправедному гневу; Он ставит его наравне с убийством. И все же, как часто мы находили для этого место в наших домах? Как часто мы чувствовали себя оправданными, в то время как наши обиженные чувства пылали внутри нас? И как часто мы отвечали на неправедный гнев еще более неправедным гневом? Во что бы то ни стало охраняйте свое брачное ложе от прелюбодеяния и порнографии, но также охраняйте его от своего собственного гнева.

Остерегайтесь гнева, и когда вспыхнет пожар, не оставляйте его без внимания. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что‐нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матфея 5:23-24).

Пары, которые избегают тяжелых разговоров, лишаются некоторых из самых сладких моментов в браке.

 

  1. Радуйтесь прощению друг друга.

«Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы» (Матфея 5:7).

Поскольку каждый брак — это союз между грешниками, прощение будет нашим постоянным гостем. Дети могут приходить и уходить, работа может приходить и уходить, дома могут приходить и уходить, но потребность в прощении останется. Так будет ли прощение желанным гостем в вашем доме — или нежеланным и обиженным?

Иисус предупреждает нас, в том числе мужей и жен: «Если вы прощаете другим их прегрешения, ваш Небесный Отец также простит вас, но если вы не прощаете другим их прегрешения, и ваш Отец не простит ваших прегрешений» (Матфея 6:14-15). Иисус говорит, что нежелание прощать духовно смертельно. Милосердие, с другой стороны, порождает безопасность и радость: «Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы».

Прощение обходится дорого, ведь брак раскрывает в нас больше, чем мы хотим показать, и он причиняет нам больше боли, чем большинство отношений. И мы неизбежно должны прощать одни и те же грехи снова, снова и снова, как делает это для нас Иисус Христос.

 

  1. Наполняйте свой брак молитвой.

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Матфея 7:7).

Сколько браков (включая мой собственный) страдают без необходимости, потому что мы отказываемся воспользоваться всемогущим ухом небес? Неужели наш брак действительно слишком тяжел для него? «Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матфея 7:7-8).

Стал ли брак казаться вам неустойчивым? Вы потеряли надежду на то, что все наладится? Вы потихоньку перестали молиться за своего мужа или жену? Тогда поверьте Иисусу на слово: продолжайте просить, продолжайте искать, продолжайте стучаться. «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Матфея 7:11).

 

  1. Ищите Бога друг перед другом.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Матфея 5:6).

«Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Матфея 6:31-32, 34).

Чувствуете ли вы, что исчерпали все, что могли бы дать, пожертвовать и вынести в браке? Неужели завтрашний день кажется невозможным? Не беспокойтесь о завтрашнем дне. Сосредоточьте свой взор на Боге сегодня — на Его праведности, Его Царстве, Его обетованиях, Его ресурсах — и доверьте Ему следующие десять, или двадцать, или пятьдесят лет.

Это не значит, что хорошие браки игнорируют будущее. Мужья, в частности, несут ответственность за то, чтобы смотреть вперед и предвидеть возможности, потребности и опасности, как это сделал бы любой добрый пастырь. Хорошие браки требуют регулярной предусмотрительности и планирования. Как еще можно сохранить и взрастить значимое, плодотворное единство? Верные браки не игнорируют будущее, но они также не беспокоятся о будущем. Они знают, что сегодня им не нужна супружеская сила и любовь на всю жизнь; они им просто нужны для еще одного воскресенья, а затем еще одного понедельника, а затем еще одного вторника.

Бог не призывает нас предсказывать или переносить наши будущие неприятности. Он призывает нас переносить сегодняшние трудности в благодати и силе, которые Он предоставляет для сегодняшнего дня. Посмотрите на птиц в воздухе. Посмотрите на полевые лилии. Он сохранит, укрепит и даже украсит ваш брак — поскольку каждый из вас больше всего сосредоточен на поиске Его истины. «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, — говорит Иисус, — и все это приложится вам» (Матфея 6:33).

Вам нужен ключ к здоровому и счастливому браку? Настоящий ключ, будь то на седьмом или семидесятом году брака, заключается в том, чтобы добиваться чего-то до и после брака. Блаженны мужья и жены, которые больше всего алчут и жаждут праведности, ибо они будут верны, полны надежды и удовлетворены.

 

Автор статьи — Маршалл Сигал, штатный писатель desiringGod.org

 


 

Источник

Фото