Истинное покаяние — это и кислород, и мед для христианина, ведущий к духовной жизни и сладости каждого дня на Земле. Чарльз Сперджен однажды рассказал следующую историю:
«Учительница задала своим ученикам следующий вопрос: «Какая самая сладкая эмоция?» Как только дети поняли вопрос, они взяли свои грифельные доски и написали свои ответы. Одна девочка в мгновение ока написала «Радость». Как только учительница увидела это, она ожидала, что все напишут то же самое. Но другая ученица, более вдумчивая, написала «Надежда»… Следующая, когда она подняла свою доску, написала «Благодарность… Еще одна, «Любовь»… Но была еще одна девочка, которая написала крупными буквами — и когда она подняла грифельную доску, в ее глазах стояли слезы, показывая, что она написала то, что чувствовала: «Раскаяние — самое сладкое чувство». И я думаю, что она была права».
Библейское покаяние сладко, потому что оно ведет к жизни (Деяния 11:18), радости (Луки 15:4-7), освежению (Деяния 3:19-20), очищению (1 Иоанна 1:9), плоду (Матфея 3:8), и общению с Богом и друг с другом (1 Иоанна 1:7). Тем не менее, существует распространенное непонимание покаяния, которое не является ни библейским, ни сладким, а горьким. Эта версия покаяния не ведет к жизни и свободе, вместо этого она ведет к смерти и рабству.
Поворачивай, Поворачивай, Поворачивай!
Когда мы думаем о покаянии, многие из нас справедливо думают о фразе «отвернуться». Это, по сути, определение библейских слов, которые мы переводим как «покайтесь». Покаяние предполагает отворачивание (или возвращение) от чего-то и к чему-то другому.
Вот где мы часто ошибаемся. Покаяние — это отворачивание от _____ и обращение к _____. Как бы вы заполнили эти пробелы? Многие христиане понимают, что мы должны отвернуться от греха, но мы неправильно понимаем, к чему мы должны обратиться.
До недавнего времени я бы сказал, что покаяние — это отворачивание от греха и обращение к праведности. Но брат во Христе недавно напомнил мне об истине, которая углубила мою надежду и радость в покаянии. Он сказал мне: «Покаяние — это, прежде всего не отворачивание от греха и обращение к праведности; покаяние — это, прежде всего отворачивание от греха и обращение ко Христу» (Луки 1:16; 1 Фес. 1:9).
Это тонкий, но очень важный нюанс. Одна из версий раскаяния ведет к смерти. Другая же ведет к жизни. Одна версия ведет к рабству, другая — к свободе.
Тонкое различие, огромные последствия
Вера в то, что покаяние — это, прежде всего обращение к праведности, может увековечить и углубить нашу приверженность законничеству. Если мы думаем, что главная цель покаяния — это новое поведение, а не общение с личностью Христа, тогда мы укрепляем антиевангельскую надежду на нашу собственную способность «сделать лучше» в следующий раз.
Рассмотрим совершенно разные результаты этих двух вариантов покаяния. Если наш ответ после того, как мы согрешили, звучит так: «Боже, я обещаю, что буду делать лучше!», тогда наша надежда — в нас самих. Это быстрый путь к отчаянию (Рим. 7:18-24). Но если наш ответ после того, как мы согрешили, таков: «Боже, ты мне нужен. Дай мне новую меру Христа и всех Его благ!», тогда наша надежда — на нашего совершенно верного Бога, и это ставит нас на путь радости, мира и возрастания в святости (Рим. 7:24-8:6).
А как насчет Святой жизни?
Если вы чувствительны к антиномиям (как мы и должны быть), вы можете с подозрением относиться к этому понятию раскаяния. Делая отречение от греха и обращение ко Христу главным признаком покаяния, не упускаем ли мы из виду важность стремления к послушанию? Ни в коем случае (Рим. 6:1-4)! На самом деле, как раз наоборот.
Посмотрите, как Вестминстерский краткий катехизис определяет покаяние, ведущее к жизни:
Покаяние, ведущее к жизни, — это спасительная благодать, благодаря которой грешник, истинно осознавший свой грех и постигший милость Божью во Христе, отворачивается от своего греха со скорбью и ненавистью и обращается к Богу с полной решимостью и усилием после нового послушания.
Итак, покаяние — это не отворачивание от греха и обращение к праведности; покаяние — это отворачивание от греха с горечью и ненавистью к нему и обращение ко Христу с решимостью и усилием после нового послушания.
Разница между двумя определениями покаяния заключается не в том, что одно включает в себя стремление к праведной жизни, а другое — нет. Скорее, разница в том, что одно толкование ставит во главу угла праведную жизнь, а другое — познание Христа.
По иронии судьбы, когда главной целью покаяния становится уменьшение количества греховных поступков, мы можем добиться противоположного. Мы склонны к чрезмерному анализу и впадаем в отчаяние. Но когда мы делаем бегство ко Христу нашей главной целью в покаянии, мы оказываемся захваченными его красотой и обнаруживаем, что приносим плод освящения (Иоанна 15:4-5).
Верующий, покаяние сладко, когда оно сосредоточено на Спасителе. Бог полностью позаботился о вашем грехе. Вы можете снять свое собственное представление с трона своего сердца и позволить Христу занять подобающее Ему место. Как сказал Роберт Мюррей Мак-Чейн: «После каждого взгляд на себя, десять раз взгляни на Христа». Пусть это будет нашим стремлением во всех сферах нашей жизни, включая покаяние.
Автор статьи — Блейк Глоссон, студент Реформатской теологической семинарии.