Опасно ли применять Писание в жизни?

  Несколько лет назад я готовился к проведению домашней группы по Евангелию от Луки 14:26, как рекомендовала церковь.

 

Несколько лет назад я готовился к проведению домашней группы по Евангелию от Луки 14:26, как рекомендовала церковь. Изучение Библии обычно завершалось «применением» (т.е. вопросом «Как вы можете применить это в своей жизни?»), что нормально в современном подходе к изучению Библии. И все же я изо всех сил пытался понять, как «применить в своей жизни» призыв Иисуса «ненавидеть… [свою] собственную жизнь».

По мере того как я пытался осмыслить наставления из Писания, я начал видеть ограничения практики «применения» (по крайней мере, в том виде, в каком я ее представлял). Во всем Священном Писании Господь призывает нас к чему-то большему, чем незначительные перемены в размеренной стабильной жизни. Напротив, в 14 главе Евангелия от Луки  (и во всем Священном Писании) Иисус призывает смотреть гораздо глубже, шире и даже прагматичнее, чем показано в практике «применения».

 

Три ложных положения

Повторюсь: меня беспокоит не «следование христианской доктрине». Действительно, Евангелие меняет каждый аспект нашей жизни с помощью Святого Духа, и Священное Писание помогает нам увидеть мир другим.

Больше всего меня беспокоит термин «применение», потому что под ним можно понимать ошибочные, и даже опасные, положения о том, как мы воспринимаем Священное Писание. Вот три из них.

 

Положение №1: Я должен начать с себя и своих вопросов.

Задача применять Библейские истины в жизни подразумевает использование внешних объектов для реализации целей (например, нанести солнцезащитный крем или применить технику тайм-менеджмента). Таким образом, «Применение Священного Писания» может предполагать, что я ставлю себя и свои цели в приоритет, так как именно я использую крем или знания. Мы часто начинаем изучать Библию, когда хотим разъяснить для себя непонятный аспект жизни, в то время как все остальное у нас в голове уже сформировалось. Мы задаемся вопросом: «Что это значит для меня?», стремясь разобраться в собственной жизни, вопросах и проблемах.

Но интерпретировать жизнь через призму я-центричности, когда человек думает, будто мир вращается вокруг него, опасно. Так, образуется определенная схема в голове: чем больше тот или иной постулат «применим» в моей жизни, тем он кажется правдивее и весомее. И чем меньше я узнаю себя в тех или иных Библейских истинах, тем меньше я обращаю на них внимание.

 

Предлагаемая альтернатива: Начните с Бога.

Вместо того чтобы открывать Библию только по запросу, мы можем идти вслед за Ней, погружаясь в Писание, а не в собственные переживания.

Мы начинаем читать Слово, опираясь на Бога как на фундаментальную реальность, точно так же, как весь мир: «В начале сотворил Бог…» (Бытие 1:1).

Это не значит, что мы не можем задавать Богу свои вопросы или просить разрешения проблем во время чтения Священного Писания. Например, мы можем обращаться к определенным Псалмам в тяжелые времена утраты, страданий и беспокойств; или читать притчи на семейных богослужениях, чтобы развить в себе мудрость. Но это действительно означает, что мы «ищем прежде всего Царства» и рассматриваем наши вопросы и проблемы в рамках этой ориентации. Нам следует избегать того, что Дитрих Бонхеффер называет «не библейским» поиском решения проблем с «выгодой» для человечества.

Вероятно, на многие из наших вопросов будут даны ответы, когда мы окажемся внутри Божьей истории, истинной истории. Однако также возможно, что ответ Господа нам — подобно Его ответам Иову и Петру (Иов 38-41; Иоанна 21:22) — это не прямой ответ на наши вопросы или немедленное решение наших проблем, а еще более великое благословение: Его присутствие в нашей жизни.

 

Положение № 2: Библия — это в первую очередь сборник правил.

Поверхностный подход к «применению» меняет объект нашего поиска. Мы превращаем Библию в ключ к ответу, сборник принципов или «вечных истин», ожидающих, когда их, наконец, прочитают и «применят». Мы изучаем библейские истории, Псалмы, пророчества, Послания Апостолов и спрашиваем: «Какое зерно истины я могу извлечь из этого?» Иногда, кажется, что Священное Писание больше подходило бы нам, если бы оно было в форме таблицы Excel — списка утверждений, правил, жизненных принципов и сведений о мире, которые можно прочитать в любой момент, просто нажав кнопки Ctrl + F.

Подобно богатому молодому правителю, пришедшему к Иисусу в поисках какого-нибудь мудрого наставления, которое он мог бы применять в своей и без того достойной жизни (Марка 10:17-22), мы обращаемся к тексту Священного Писания в поисках подходящих для нас принципов. Однако, поступая таким образом, мы можем упустить из виду приглашение к Богу, прописанное между строк в Библии.

 

Предлагаемая альтернатива: Священное Писание — это история о Боге и Его деяниях.

Мои попытки использовать Священное Писание, прежде всего как собрание принципов, могут притупить Его живую и действенную силу (Евреям 4:12). Есть ли принципы в Священном Писании? Безусловно. Но, по сути, это рассказ о том, Кто есть Бог и что Он сделал, чтобы избавить человечество от пагубных последствий греха.

 

Положение №3: Цель чтения Библии — улучшить свою жизнь.

Исходя из этого предположения, применение Священного Писания в конечном итоге становится больше похожим на Божественную резолюцию на достижение собственных целей ради собственной же выгоды. Размышления об этом привели к появлению множества книг (как хороших, так и плохих) и проповедей о «библейском способе» совершать дела (будь то зарабатывание денег, голосование на выборах, воспитание детей, развитие бизнеса или даже соблюдение диеты). Обучившись этим «практическим навыкам», я открываю свою Библию и ищу в ней ответы и личную выгоду.

Неудивительно, что нам трудно оценить стихи Священного Писания, которые, кажется, не поддаются немедленному применению, — необычные истории Ветхого Завета, церемониальные обычаи Израиля и апокалиптические ожидания ранней церкви. Не нужно избегать их из-за кажущейся «неприменимости», напротив, воспринимайте их как часть Божьей истории и Божьей работы по искуплению.

 

Предлагаемая альтернатива: Цель чтения Библии — общение с Богом.

Когда мы отталкиваемся от своих проблем и перспектив, ищем принципы для улучшения нашей жизни, мы часто упускаем из виду содержащееся в Священных Писаниях приглашение Бога познать Его и общаться с Ним. Бог открывает себя в Священном Писании прежде всего не для того, чтобы сделать какую-то сферу нашей жизни лучше, а для того, чтобы привести нас к Себе — раскрыть Свою любовь к нам и Свое желание быть с нами.

Именно здесь мы находим истинное «улучшение» — жизнь в изобилии в Иисусе (Иоанна 10:10). И все же мы не приходим к изобильной жизни путем применения Библейских «лайфхаков» для достижения собственных целей. Мы умираем для самих себя и обретаем свою жизнь во Христе (Галатам 2:20), ориентируя все сферы жизни на Бога и общение с Ним.

Я стал больше любить Священное Писание по мере того, как опровергал три ошибочных предположения, перечисленных выше. По мере того как мы переориентируем наше чтение Библии, мы начинаем воспринимать это занятие скорее как чтение хорошей автобиографии — где мы узнаем и любим автора, — чем как руководство по эксплуатации. Чтение Священного Писания не должно приводить к изменению какого-либо аспекта нашего характера или к отказу от какого-то небольшого промежутка времени. Оно должно напоминать нам, что Иисус призывает нас отказаться от всего (Филлипийцам 3:8-10), даже от нашей собственной жизни (Луки 14:26), чтобы Он мог изменить всех нас (1-е Фессалоникийцам 5:23).

Как говорит Дороти Сэйерс, «дело церкви не в том, чтобы приводить Христа к людям, а в том, чтобы приводить людей ко Христу». Итак, если мы должны выбирать между «применением Библии в нашей жизни» и «применением нашей жизни к истории Бога», Сэйерс просит нас придерживаться последнего — ориентироваться на Бога, Его истинную историю сотворения и развития мира и общение с Ним.

 

Автор статьи —  Тай Кизер, доцент кафедры теологии в колледже Крисуэлл и программный директор главного отделения теологических и библейских исследований.

 


 

Источник 

Фото