Для мужчин не всегда естественно признавать слабости или боль. Многие из нас стремятся избежать проявлений слабости, которая продемонстрирует отсутствие силы в день бедствий (Притчи 24:10).
Некоторое время назад мне было очень трудно делиться тем, что я чувствовал духовное истощение. Мне нужен был перерыв. Описать мое состояние, можно было словами героя Бильбо Бэггинса из книги «Властелин Колец» Джона Рональда Руэла Толкина: я чувствовал себя как «масло, соскобленное со слишком большого количества хлеба». Моя сила ослабла, мой дух упал, и я поймал себя на том, что мой взгляд почти всегда блуждает. «Помилуй меня, Господи», — вздыхал я, когда сон одолевал меня.
Я признался в своей несостоятельности своей жене и нескольким друзья. Они сказали мне много добрых слов ободрения. Полезно, ведь они напомнили о том, что благодаря воскресению Иисуса Христа я могу продолжать стойко, непоколебимо всегда преуспевать в деле Господнем, зная, что моя работа была не напрасной (1 Коринфянам 15:58). Это помогло. Но Бог решил добавить недостающий ингредиент, слова, которые Он сначала сказал другому усталому человеку, а потом передал мне.
Занимайтесь делом своего Мастера. Только он — причина, достойная твоей жизни.
Варух, писец Иеремии, говорил: «Горе мне! Ибо Господь добавил печали к моей боли. Я устал от своих стонов и не нахожу покоя» (Иеремия 45: 3). Точно, подумал я. Я задавался вопросом, как Бог утешит этого человека Божьего, который пережил много испытаний за имя Его. Какое обещание будущей награды Он даст? Его ответ на стоны Варуха поразил меня: «Ты ищешь великих вещей для себя? Не ищи их» (Иеремия 45: 5).
Иногда — не все время, а иногда — наша усталость приходит не столько из-за наших великих самопожертвований, сколько из-за наших эгоистичных амбиций. Мы не должны всегда думать, что мы устали и отчаялись из-за того, что бежим к правильным целям.
Конечно, эгоистичное стремление — любимое искушение сатаны. Тот, кто был брошен на землю со своей адской гордостью, возбуждает тот же самый грех, как у мужчин, так и у женщин.
Бог создал людей, чтобы обрабатывать землю и владычествовать над ней, но мы, естественно, амбициозны и решительны. Мы ищем славы, чести и бессмертия — и это может быть праведным (Римлянам 2:7). Но та же способность, с другой стороны, ведет к бесчисленным разрушениям: «Для тех, кто ищет себя, будет гнев и ярость» (Римлянам 2:8). Человек, взбираясь на вершину своих желаний, слишком часто разделяет судьбу Икара: «Если парить с золотыми крыльями слишком близко к солнцу, оно оплавит их».
Мой сезон усталости начался с того, когда я услышал, что кто-то, чью работу я уважал, не уважал мою. Помимо этого, служение не шло, как планировалось, не происходило ничего великого. Я предполагал, что к этому времени мы достигнем большего, и когда моя надежды не оправдались, мое сердце разболелось.
Эта тенденция среди людей делает противостояние Бога с Варухом очень важной историей для некоторых из нас. Мы видим, как гордость делает нас слабыми, противостоит Божьему плану и настаивает на своей славе вместо Божьей.
Гордость делает нас слабее
«Так говорит Господь, Бог Израилев, к тебе, о Варух: ты говоришь: «горе мне! ибо Господь добавил печали к моей боли. Мне надоели мои стоны, и я не нахожу покоя» (Иеремия 45: 2–3).
Варух был в служении и ожидал многого. Само его имя означало «блаженный». Он трудился рядом с Иеремией, одним из немногих настоящих пророков Божьих в те дни. Многообещающее начало.
Он записал послание Бога и даже произнес проповедь от имени Иеремии. Вскоре некоторые евреи назвали его открытым врагом нации, вдохновителем осуждающих посланий Иеремии, предназначенных для передачи евреев в руки их врагов (Иеремия 43: 2–3). Он ожидал похвалы, а получил преследование. И это разочарование добавило горечи к его горю, усталости к его боли. Сорняки разочарованного тщеславия медленно душили его мужественную силу духа. Он начал опускаться до жалости к себе и ворчать на Господа, ибо ожидал большего.
«Хотите изменить ситуацию? Ищите не великих вещей для себя; ищи великих дел для Христа». С Варухом — нашим эго, постепенно, мы становимся хрупкими. Самость важности – это маленькая трещина в корпусе, но она постепенно втянет нас. Бог услышал гордое хныканье Варуха, его невнятные молитвы, вздохи, поникшие каракули. Он видел, как дрожит его голова, и как он становится медлительным. И за этим он увидел свою гордость, свои надежды на величие, признание, славу, которые, как паразит истощали его силу, и не давали с радостью служить своему Богу.
Гордость противостоит замыслу Бога
Затем Бог объясняет свой план Варуху, тот же самый план, который Он дал Иеремии с самого начала: «Вот, то, что я построил, я разрушаю, и то, что я посадил, я собираю, то есть всю землю» (Иеремия 45:4; 1:10). Их служение было бы предупреждением, разрушением, осуждением. Они служили мятежным людям, которые не любили Бога. Маленький кустарник успеха, который Варух посадил и за которым так тщательно наблюдал, будет сметен с осуждения людей.
Но Варух хотел великих вещей для себя. Он хотел быть героем народа, а не испытывать ненависть людей. И когда планы Бога не совпали с его, он начал дуться. Он устал без аплодисментов. Я тоже начал мечтать о хороших вещах для себя — почему кто-то не уважает мою работу? Почему я не вкусил успеха, которого я заслужил? Почему Божья слава (и моя) не возрастала?
Его величие, к которому мы должны стремиться, — величие, которым Он, в некотором смысле, поделится: «Когда явится Христос, являющийся вашей жизнью, вы также явитесь с Ним во славе» (Колоссянам 3:4).
Автор статьи — Грег Морс, штатный писатель, desiringGod.org